Юный техник 1964-03, страница 23

Юный техник 1964-03, страница 23

Ю. МОРАЛЕВИЧ

Знаете ли вы, что заменить на крупных судах весла более выгодными движителями пытались еще в 264 году до н. э.? Гениальный механик того времени, имя которого историей забыто, построил на Средиземном море удивительный корабль. По обоим бортам изобретатель поставил огромные колеса с лопастями, похожими на мельничные. Колеса соединялись бревном-валом с деревянной конической шестерней посредине. С нею была сцеплена вторая шестерня, насаженная на вертикальный вал, опущенный в трюм. И там по кругу ходили в упряжке быки, вращая этот гребной механизм.

Судно двигалось довольно быстро. Но «живая машина» занимала много места, к тому же добрую половину трюма приходилось заполнять сеном для быков. Был и еще недостаток в этой конструкции: в шторм волны захлестывали огромные колеса, при качке они гребли неравномерно — то одно, то другое. И интересное изобретение было забыто.

Но вот американец Роберт Фул-тон построил первый пароход. «Клермонт» в начале прошлого века считали чудом техники. Чтобы лучше был упор лопастей о воду, Фултон поставил вместо обычных мельничных колес... гусеницы. Длинные гусеничные цепи сукре-пленными на них лопастями были установлены по обоим бортам парохода. Но и это оказалось неудобным и невыгодным: гусеницы страшно громыхали, а пароход едва двигался — ведь загребали воду только первые, входящие в нее лопасти, а остальные просто двигались в попутном потоке воды, не производя полезной работы. И Фултону пришлось сменить гусеницы на обычные колеса.

Теперь на судах работают мощные и быстроходные гребные винты. Но и эти движители не очень хороши. Обратите внимание, какой

стремительный вращающийся поток воды отбрасывает за корму винт. А между тем задача движителя только отбрасывать воду,' не вращая ее. На ненужное «закручивание» гигантского потока расходуется много энергии. Впрочем, беда не только в этом. Выгодней всего, чтобы лопасти винта встречали подтекающие к ним струи с одинаковой скоростью. Но участки лопастей возле ступицы винта движутся слишком медленно, а концы лопастей слишком быстро. И только на середине длины часть лопасти имеет выгодную скорость.

Водомет! Не в нем ли решение вопроса? Он прост по конструкции и может ходить по мелководью. В передней части днища судна сделано всасывающее отверстие, защищенное решеткой. Дальше идет широкая труба, подводящая внутри судна воду к крылатке — подобию многолопастного гребного винта. Крылатку вращает судовой двигатель посредством вала, пропущенного через сальник ее кожуха. Захваченная лопастями вода выбрасывается, за корму через одно или два отверстия и толкает судно. Но при этом велики потери в трубах и переходах.

Поиски новых корабельных движителей привели в 1924 году немецкого инженера Флетнера к созданию судна «Барбара».

На палубе были установлены один за другим, словно мачты, три гигантских цилиндра, похожих на железные фабричные трубы. Цилиндры вращались на вертикальных осях мотором мощностью всего в 45 л. е., а толкали корабль как машина в 2 тыс. л. с. При вращении возникал так называемый «эффект Магнуса» — давление ветра смещалось на угол около 90°. И если ветер дул справа или слева, «Барбара» быстро двигалась Но... при встречном и попутном ветре «Барбара» могла двигаться только боком.

20