Юный техник 1964-07, страница 16

Юный техник 1964-07, страница 16

ляется опосредствованно, спустя большие промежутки времени.

Много раз ученые пытались сравнивать между собой движения воздушных масс, которые являются показателем происходящих в нижних слоях атмосферы процессов, с магнитными бурями — наиболее яркими свидетелями солнечной активности. По традиции такие сравнения делались при помощи статистического метода. Метеорологи уточняли, что делалось в верхних слоях атмосферы в прошлом, и сравнивали эти показания с наблюдениями за погодой в определенном пункте на Земле. На этом основании предсказывалось будущее. Большой точностью такие прогнозы, понятно, не отличались.

Другим путем пошел Борис Максимович Рубашев, старший научный сотрудник отдела физики Солнца Пулковской обсерватории. Он не наблюдает непосредственно за Солнцем, его рабочее- место — обыкновенный письменный стол, его инструменты — книги и справочники. Но какие удивительные открытия сделал Б. М. Рубашев с их помощью!

Мы знаем, что в ионосфере есть область высоких температур. Словно теплое одеяло, окружает она земной шар. Считалось, что дополнительная энергия, получаемая от Солнца в момент активности, существенного влияния на температуру «одеяла» не оказывает. Рубашев не согласился с этим. Он составил тепловой баланс верхних слоев земной атмосферы, в котором учел не только приток тепла, но и отток его в космическое пространство. Сложные математические расчеты показали, что, попадая в земную атмосферу, поток корпускул должен поднимать температуру теплого «одеяла» Земли на несколько десятков и даже сотен градусов. Полеты космических ракет, а затем и спутников экспериментально подтвердили правильность этих расчетов.

Область высоких температур передает излишнее тепло лежащим ниже слоям. В результате там усиливается циркуляция воздушных масс. Исследования показывают, что в дни магнитных бурь направление воздушных потоков меняется. Зависимость эта выражена настолько ясно, что никаких сомнений не вызывает. Значит, направление воздушных потоков определяется не только географической широтой, влиянием материков и океанов, ио и солнечной активностью.

ЕСЛИ В МАРТЕ АКТИВНОСТЬ УСИЛИЛАСЬ...

«Что может значить какой-то пункт, точка иа поверхиостй Земли, когда разговор заходит о явлениях космических или присущих хотя бы солнечной системе. Значит, и наблюдения должны быть приближены к масштабам этих явлений, — решает Б. М. Рубашев. — Только тогда они могут быть сравнимы. Проявления солнечной активности в верхних

слоях атмосферы — магнитные бури — нужно -сравнивать с наблюдениями за погодой не в одном пункте, в одной точке, как это делалось прежде, а с некоторой средней, говорящей о движении воздушных масс, скажем, в пределах целого континента, а то и полушария».

Выведение такой средней потребовало большой статистической работы. Различные виды движений воздушных масс ученый разделил на три сходные между собой группы. Затем он подсчитал частоту повторений этих групп в каждом месяце года и вывел среднее, высчитал стандартные отклонения. С этими последними и сопоставлялись отдельные месяцы с 1899 по 1948 год.

Б. М. Рубашев воспользовался так называемым методом наложения эпох. В графиках в обе стороны от интересующего его месяца он откладывал по 6 месяцев. Время запаздывания отклонений того или иного явления в тропосфере относительно минимума или максимума солнечной активности составляло обычно от 3 до 6 месяцев. Это как раз и есть время жизни активных центров на Солнце — ведь солнечные сутки равны 27 земным. И отставание на месяц значит по солнечному отставанию всего на одни сутки, на один оборот Солнца вокруг своей оси.

Теперь можно сравнивать.

Пулковская обсерватория регулярно выпускает журнал «Солнечные дан^ ные». Он сообщает результаты наблюдений за Солнцем, ведущихся во многих обсерваториях мира, а также выводы, ноторые ученые делают на основании этих наблюдений.

В одном из номеров журнала Борис Максимович опубликовал таблицу. Первая колонка ее состоит из перечисления месяцев.

Вот, например, март. Смотрите. Рядом — сообщение, что в марте на Солнце наблюдалось усиление активности. Какой из этого можно сделать вывод?

— Это означает, — говорит

Б. М. Рубашев, — что при усилении солнечной активности в марте осенью — в сентябре — следует ожидать вторжения холодного воздуха из Арктики по одному из возможных пяти направлений. Иначе говоря, осень будет холодной, суровой.

Таблица составлена пока применительно к северному полушарию. Под пятью направлениями возможного вторжения холодного воздуха в ней подразумеваются пять мест, где возможны сбросы воздуха из Арктики: Якутия, север Европы, Атлантический океан и т. д. Холодный воздух несет с собой тучи, ветры, дожди.

Вот еще пример. Ноябрь, в соседней графе напечатано: «Минимум». Это означает ослабление активности иа Солнце. В третьей графе, также состоящей из названии месяцев, читаем: «Март».

Вывод? Если в ноябре активность Солица слабая, на следующий год в марте следует ожидать ровной, мягкой весиы.

Ну, а если активность Солнца будет слабой летом, скажем, в августе? В феврале холодный воздух

14