Юный техник 1964-12, страница 17

Юный техник 1964-12, страница 17

растворе — выращивают овощи и зеленый корм для животных, что особенно важно зимой. Гидропоника имеет большое значение и в теплых местах, где есть вода, но мало плодородной почвы. В плоские ванны опускают семена растений, которые в питательном растворе дают дружные всходы. Созревание растений происходит быстрее, чем обычно, и урожай получается в несколько раз выше. Огурцов, например, собирают по две тысячи центнеров с гектара, а помидоров — по полторы тысячи центнеров. Это невероятный, поистине сказочный урожай. В грунте подобных результатов не достигал еще ни один ботаник*

Замечателен и зеленый корм для животных. Уже через две недели после посева он становится в бассейнах плотным и толстым изумрудным ковром на сочной «подкладке» из густо переплетенных корешков. Такие ковры скатывают в рулоны, нарезают на куски и дают животным как лучшее лакомство, как усиленный «санаторный паек».

Гидропоника продуктивна, но требует немало труда. И вот Алеша Звягинцев, ученик 9-го класса из Москвы, предлагает автоматический гидропонный конвейер.

В нешироком, но длинном бассейне медленно движется лента из капроновой, лавсановой или другой полимерной сетки, огибая по концам два барабана с электроприводом. Вначале на ленту автоматический дозатор высевает семена. По мере движения ленты в тонком слое питательного раствора семена прорастают, появляются и набирают силу всходы. Для овощных культур сетка с ячейками, где каждому растению — свое гнездо. Для зеленого корма — ровная сетка и сплошной посев. Скорость движения ленты такова, что в конце ее все время

можно снимать готовую продукцию. Количество продукции зависит от длины конвейера.

Посев в начале и уборку в конце — два непрерывных процесса — можно полностью автоматизировать, как и равномерную подачу питательного раствора. Но выгодно ли так использовать площадь посева? Не продуктивней ли отдельные неподвижные бассейны? Продуктивность конвейера выше. Когда неподвижные площади освобождают от урожая, то неизбежны потери времени перед посевом. Да и сам посев, производимый вручную, отнимает время. На конвейере этих потерь нет. Там от начала до конца используется вся площадь. Кроме того, конвейер можно сделать многоярусным. Когда лента, освобожденная от урожая, сходит с концевого барабана, ее можно направить на обратном пути в такой же длинный бассейн-лоток.

Не думайте, что огромный конвейер Алеши Звягинцева будет на свое движение расходовать много энергии. Его скорость так невелика, что при длине в 200 м на движение всей системы вместе с поддерживающими ленту роликами понадобится моторчик в несколько десятков ватт. Для зеленого корма конвейер будет проходить примерно сто метров в неделю, а для помидоров или огурцов еще медленней. Износ техники при такой скорости тоже будет ничтожным. А вот передаточное число редуктора придется сделать огромным, во много раз больше, чем в часовом механизме.

По решению экспертного совета «ЮТа» Алеша Звягинцев получает авторское свидетельство на гидропонный конвейер-автомат.

Инженер Ю. МОРАЛЕВИЧ,

председатель экспертного совета Бюро изобретательства „ЮТа"

^Щ0Вр№)Ш9ии\ЧбНЫХ

В определенных количествах кислород и водород образуют «гремучую смесь». Если ее сильно нагреть, произойдет взрыв.

Вот как убедился в этом факте французский химик XVIII века Ж. Ф. де Розе. Однажды он вдохнул чистого водорода и... ничего не ощутил.

«Да водород ли это?» — подумал ученый.

Чтобы удостовериться, он выдохнул газ на пламя горелки. Хлопнул взрыв. «Я думал, что все мои зубы превращаются в пыль», — рассказывал потом друзьям де Розе.

17