Юный техник 1965-04, страница 39

Юный техник 1965-04, страница 39

e>

этой площади способен нести груз в 17 золотников, а при скорости 10 верст в час — около 28 золотников.

Интересные опыты производил Можайский над «плоскостью» крыла. Он устанавливал испытуемую ■плоскость при помощи оттяжки под углом в 15° к горизонту, привязывал ее к шнуру, продетому через блок, укрепленный на верху стойки, установленной на тележке. К другому концу шнура крепил фунтовую гирьку, лежавшую на тележке. Последнюю Можайский приводил в быстрое движение. Когда скорость тележки достигала определенной величины, плоскость поднималась в воздух и держалась на высоте блока. При этом гирька еще не отделялась от тележки. Таким образом, натяжение шнура, равное горизонтальной составляющей сопротивления воздуха на плоскость, не превышало 1 фунта, между тем как вес плоскости, равный вертикальной составляющей, был 3,7 фунта. При дальнейшем увеличении скорости гирька отделялась от тележки. Так Можайским было установлено, что при движении плоскости в воздухе, при наклоне ее под некоторым углом к направлению движения вес под-

Эскиз авиамодели А. Можайского из книги Б. Потемкина «Военная аэронавтика» (1888 г.).

нкмаемого ею груза может в 4 раза превосходить встречное сопротивление воздуха.

Проницательный ум Можайского не считал мускульную силу и силу ветра достаточными условиями для полета и понимал неотвратимую необходимость применения механической силы: целесообразный и надежный полет должен производиться при помощи двигателя.

Весной 1869 года он переехал в село Вороновицы Винницкой области, где до 18/6 года состоял опекуном имения своего племянника Николая Можайского^ Здесь Александр Федорович нашел, что более разительным и более совершенным примером летания может служить бумажный змей. Его можно было строить огромных размеров, и уже в первых опытах он поднимал груз до 8 кг. Для того чтобы удержать змея под надлежащим углом к ветру, к нему привязывается хвост. Вес змея и давление натягиваемой нити заставляют змея падать вниз. Но он не падает — встречный поток воздуха ему не только не дает упасть, но поднимает все выше и выше. Можайскому казалось непостижимым, что эта интересная детская забава оставалась до того без сколько-ни-будь серьезного исследования, что подъемной силой змея еще никто яе воспользовался для целей воздухоплавания.

И Можайский строит змей-планер, на котором сам в 1876 году на глазах у изумленных крестьян села Потуш совершает полеты. Буксировался змей-планер тройкой лошадей. Он был своеобразным прототипом самолета, представлял собой расчалочный моноплан, корпус имел в виде лодки с четырьмя колесами.

Впоследствии племянник Можайского отремонтировал оставленный дядей змей-планер и в 1890—

Изображение парового аэроплана А. Можайского из сборника «Вазауго-n/ioejHue за 100 лет»

(1783—1883 гг.), С.-Петербург, 1884 г.