Юный техник 1965-08, страница 12

Юный техник 1965-08, страница 12

КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ КОМАНДИР ДИВИЗИИ

(По материалам иностранной печати)

Л. ШАРОЛЬ Рис. М. АВЕРЬЯНОВА

В конце второй мировой войны в боевых операциях участвовали десятки тысяч самолетов, сотни тысяч танков и артиллерийских орудий, миллионы солдат и офицеров. Действиями ©тих гигантских армад управляли штабы. Рост мощностей и скоростей боевой техники, увеличение ее количества делали процесс управления боем "все более и более трудным. Начальники штабов, командиры полков, дивизий, армий не успевали следить да планом боя.

Одно время военным теоретикам казалось: причина в том, что в штабах не хватает людей. Количество штабистов в крупнейших армиях мира начало быстро расти. Однако боевая практика показала: это не выход. Больше того, увеличение числа управленцев даже ухудшало дело — они мешали друг другу.

В последние годы войны пгтаб дивизии затрачивал иа составление плана боя 2—5 часов. В ходе сражения этот план приходилось несколько раз менять. А при современных средствах войны план боя «живет» еще меньше: ведь каждый залп ракетных дивизионов может кардинально изменить ход сражения.

Вот почему современные стратеги и тактики войны обращают внимание на кибернетические машины. В генштабах и научно-исследовательских центрах большинства армий мира идет ускоренное создание электронных командиров полков, дивизий, армий.

ПО «ТЕОРИИ ИГР»...

Вначале предполагалось, что электронные вычислительные машины будут выполнять в штабах чисто -вспомогательную роль: обрабатывать разведывательные данные, зашифровывать ceKfw-тным кодом донесения в вышестоящие штабы, «разгадывать?» секретные коды противника, переводить перехваченные донесения. Но после того как электронные машины освоили методы так называемой «теории ипр»>, стало ясно: машины смогут оперативно управлять крупными «военными операциями.

Многие, наверно, слышали, что войну называют игрой, то есть борьбой двух партий, двух противников за победу. Обычно считалось, что это метафора, образное сравнение. Проанализировав военные действия, математики доказали: это действительно игра, нечто вроде шахмат, но гораздо, гораздо сложнее.

Представьте, что перед началом партии в шахматы одному из игроков вручат 1000 толстых томов и скажут: «Вот, дорогой товарищ. Здесь. собраны беспроигрышные правила. Перед каждым ходом поищите в одной из этих книг совет — и следуйте ему. Вы обязательно победите!» Ясно, что такой игрок непременно проиграет, попав в жесточайший цейтнот.

Зато «теорию игр» и другие подобные теории прекрасно освоили быстродействующие кибернетические машины. Найти совет в 1000 томах для них не составляет труда — лишь бы этот совет был.

Как управляет сражением обычный штаб? Вначале собирают сведения о местности, где развернется сражение. Изучают противника: численность солдат и офицеров, расположение огневых точек, резервы. Этот этап называется «анализом ситуации». Так шахматист перед своим очередным ходом изучает ситуацию на доске.

11