Юный техник 1965-08, страница 14

Юный техник 1965-08, страница 14

Выбрать наилучшие огневые позиции для ракетных установок — наименее уязвимые для противника и наиболее удобные для обстрела укреплений врага. Рассчитать необходимое количество боеприпасов. Вычислить момент начала артподготовки и ее прекращения, чтобы не поразить свои танки, перешедшие в атаку. И еще многое-многое другое.

Электронный командир дивизии «работает» примерно по тем же принципам, что и электронный шахматист. Получив информацию о театре военных действий, он начинает перебирать сотни, тысячи, иногда даже миллионы возможных вариантов своего очередного «хода». Он ищет наилучший «ход». Как?

Всем «фигурам», находящимся на «доске», присваивается определенная «стоимость». Например, танк стоит 100 очков, ракета — 500, пулемет — 5 и т. д. Машина в «уме» передвигает свои и чужие фигуры из одной шестигранной клетки в другую. И каждый раз подсчитывает: а что будет, если батальон № 21 возьмет деревню К., а танковая рога противника перережет дорогу № £27? (Дорога № 527 «стоит» 1000 очков, а деревня К. — 120).

Выбирает?* тот вариант, который принесет врагу наибольший суммарный ущерб, причем <*игра» просматривается на много «ходов» вперед. Иногда машина делает якобЛ#плохой «ход», но она знает, что через несколько «ходов» ОН приведет ^полной ообеде. . ^ ^

Конечно, противник не всегда поступает так, каК-'Предполагал кибернётп-*еский стратег. Тогда машина мгновенно разыгрывает новый вариант для возникшей ситуации, наилучший с ее точки зрения «ход». Это решение машины поступает на утверждение группы высших офицеров. Ведь машина может ошибиться, не у чести* ряд факторов, например моральный уровень войск противника. (Метеорологические условия машина учитывает: необходимые данные ей сообщают автоматические метеостанции.)

Офицеры штаба оценивают решение машины. Они либо утверждают его, либо отвергают, внося изменения. В первом случае ва^риант машины приобретает силу приказа, и машина сама передает его по радио илн со телеграфу в соответствующие подразделения. Во втором случае она вновь начинает поиск -наилучшего «хода* с учетом поправок. Найдя, опять передает на З'тверждение.

Кроме того, машина на большом телевизионном экране изображает в условных значках все, что происходит на поле битвы. Формированием изображения управляет кибернетический командир дивизии. Поэтому «электронная» карта отражает действительное состояние сражения в сотни раз более точно, чем традиционные бумажные полотнища.

N у ТАК В ТЕОРИИ, А В ЖИЗНИ?

Этот вопрос, очевидно, возник у читателя уже давно.

Разработав, например, электронный командир танка. В это вычислительное устройство пе£ед началом атаки вводятся координаты пункта отправления и пункта назначения, данные об осевых точках противника, характеристики местности и т. д. Во время движения' машина поможет водителю найти кратчайший и наиболее безопасный путь движения.

Создав электронный координатор огня. Эта перевозная вычислительная машина управляет огнем ракет, пушек и минометов. По звуку и световым вспышкам она засекает югневке позиции противника. Учитывая данные метеосводок, координаты цели, тип орудия и десятки других факторов, машийа выдает артиллеристам или ракетчикам точные данные о наводке орудий и рякст. С^ма посылает необходимые сведения в штабное машины.

Равработан целЦй комплекс легких электронных машин, способных управлять действиями сухопутных войск непосредственно на поле боя. Командиры рот, народов и да^е отдельные наблюдатели будут передавать сведение машинам |с Передовых позиций с помощью карманных передатчиков н полу«*ыгь

необходимые приказы. J J % гсгагвж ?

Мтак; военное искусство растет вместе с наукой и техникой. Поэтому теперь, ч\обы уметь ^оеадть, нужно зьать и такую науку, как кибернетика, j Мателтгмка, конечно,' не отменит вфшского устава: ее тЬц* выстроились рядом с теперь на ^траже ctyfi^ и формулы исчислении. f

г хттП

f/fi

k ну Щ t W'iM

■ ^H 1 ^^^B

г ШГШ4