Юный техник 1965-08, страница 16

Юный техник 1965-08, страница 16

НА УРОВНЕ НАШЕГО ВЕКА

Моделировать можно по-разному. Можно оттачивать технику мастере »-ва на традиционных моделях-копиях, «вгоняя» их в требования спортивного кодекса. А можно отвлечься от требований и дать волю фантазии.

Конструкцию «Литурма» Саша Полевщиков выдумал не сам, он вычитал о нем в журнале. Но во всей Йошкар-Оле нет второго «Литурма». Нет даже во всей республике! Это очень красивая машина. Тем, кто ее видел, кажется, что именно такой должна быть машина первооткрывателей чужих планет. Ну, как не увлечься строительством «Литурма»! Тем более что много деталей надо точить на токарном станке.

В судомодельном кружке тоже занимаются романтики — романтики моря. Они могли бы, конечно, строить модели по готовым образцам. Но юные судостроители решили учиться улучшать уже существующие модели. А это, если хотите, путь к рационализаторству. Вот Валера Севастьянов, например, построил глиссер. Это было не просто: готовых чертежей нет, да и глиссера Валера в жизни ни разу не видел. Пришлось ему читать специальную литературу, рисовать, прикидывать. И глиссер получился легким, быстрым, с мощным пропеллером, с высоким рулем — специально для мелководья и больших скоростей.

Сейчас он строит новый корабль. Своими формами и своими данными он должен быть похож на акулу. Ведь акула — это очень быстрая рыба, все формы ее тела рождены самой скоростью. Но для нового корабля нужны новые материалы. Какие?

Юные мастера Йошкар-Олы постоянно чувствуют, что иногда им мешают работать старые материалы: дерево, жесть, картон. Из чего, например, Валера Севастьянов построит свою «акулу»? Из дерева? Ему придется год выдалбливать корпус корабля, если он вздумает строить его деревянным. А каково автомобилистам? Их воображение рождает десятки сверхсовременных форм — легких, изящных, стремительных. Но такие автомобили надо прямо-таки вылепливать, как из пластилина.

Из пластилина? Да-да. Материал должен быть мягким, послушным и в то же время прочным. Есть такие материалы? Химики говорят: есть. Очень подходящий есть материал — легко размягчается над огнем, делается пластичным, а при остывании снова становится прочным. Называется он полихлорвинилом.

Ребята достали тонкие, 2—3 миллиметра, пластины полихлорвинила, и работа стала интереснее. Во-первых, заменили у автомобилей колеса. Вместо деревянных стали делать полихлорвиниловые. Причем теперь не надо вытачивать каждое колесо. Достаточно сделать одну форму и на ней штамповать колеса. Как на заводе. Разогретый пластик ребята клали в форму и давили. Получалась одна половина колеса. Затем точно так же делали другую. Оставалось только надеть на них «шину» — ободок от велосипедной камеры.

Из нового пластика ребята делают теперь корпуса автомобилей и кораблей. Кабина «Литурма» и Балерина «акула» тоже построены из пластика. И вообще везде, где возможно, ребята заменяют им металл и дерево. Ведь он легко обрабатывается, клеится, его можно просто сваривать — паяльником. Получается по-современному изящно — технология на уровне XX века.

У * л - ^f

А. ЛАВРОВ, г. Йошкар-Ола