Юный техник 1965-10, страница 6

Юный техник 1965-10, страница 6

ИТААИ* АНГЛИИ ♦ ►АНЦИЯ /^МАНИ* <Ш A <<<f

Рис. 1. Если одна четверть достижений научной мысли приходится на одну страну, она считается центром мировой научной активности.

Итак, наука развивается по кривой, которая в наши дни резко забирает вверх. Что же, по сути дела, отражает этот график?

Мы убедились, что XIX век вовсе не был улитой, хотя и пользовался гужевым транспортом. Наука за все время существования прошла две стадии развития и сегодня находится на третьей. На первых порах ею занимались лишь ученые-одиночки, ученые-одержимые. В 1896 году каких-нибудь 15 000 человек в мире обеспечивали прогресс познания. Сравните эту цифру хотя бы с такой: только в СССР — 600 000 ученых, из них каждый четвертый имеет ученую степень. При этом учтите установившуюся закономерность: это число удваивается каждые 7 лет.

Наука начала развиваться бурно, когда в ней оказалась заинтересованной промышленность. Примерно с XX века она стала себя окупать. В нее можно было вкладывать капиталы. В 20—30-х годах кустарные лаборатории вытесняются оснащенными всем необходимым «научными цехами». Было время, когда ученый работал подобно врачу, за гонорар. Требовались огромные усилия, чтобы заинтересовать своим открытием

Рис. 2. Кривая этого графика отражает нынешнюю «производитель-носгь* труда ученых по возрасти.

20 1* >0 »* +0 45 V»

какое-либо влиятельное лицо. Теперь уже сами промышленники искали выгодных для себя ученых.

После второй мировой войны, когда определилось, что от степени развития науки зависит боеспособность армии, она стала уже делом госу царства. Капиталистические страны ассигнуют на нее сегодня огромные средства, особенно на те области, которые работают на военные нужды.

В СССР государственную важность наука приобрела с первых лет Октябрьской революции. Перед ней открылись широкие перспективы. Не случайно центр мировой научной активности в пятидесятых годах начинает перемещаться в нашу страну (рис. 1).

Сотни лабораторий и институтов работают во всех направлениях научной мысли. Развитие ее приобрело черту, характерную только для нашего столетия, — плановость. Одиночка-ученый, как и одиночка-изобретатель, становится Дон-Кихотом от науки. 82 процента научных трудов принадлежало в начале века «соло-авторам». Сегодня эта цифра упала до 33 и продолжает уменьшаться.

Соединять усилия принуждает характер самого развития науки. Над определенной научной проблемой сегодня работают рука об руку люди самых разных специальностей, не говоря уже о тех областях, которые родились на стыке двух наук, — как, например, бионика. Психологи сейчас решают одну из сложнейших задач: как добиться того, чтобы коллектив, состоящий из людей различного склада ума, склонностей, характеров, работал как единое целое.

В наше время, сетуют скептики, трудно ожидать рождения гениаль-ностей, подобных Ломоносову, Лео-