Юный техник 1966-01, страница 10

Юный техник 1966-01, страница 10

ЛУНА

и

МЫ

«Бог создал еще другую громадную Землю, которую бессмертные называют Селеной, а люди — Луной, и на ней возвышаются многие горы». Так думал Прокл, греческий философ, живший 2500 лет назад.

Пейзаж Луны люди различали уже тогда Но близкое знакомство с ночным светилом стало возможным лишь многие столетия спустя. 7 января 1610 года Галилей впервые направил на него свой несовершенный телескоп. Он различил сложный лунный ландшафт, испещренный горами, долинами и огромными впадинами лунных морей. Уже после него знаменитый польский астроном Ян Гевелий и ученый иезуит Риччиоли принялись за составление первой лунной карты.

За три с половиной века на видимом ее полушарии были «рассмотрены » все детали размером не меньше 100 метров. А ведь до

Новая планета! На Луне волнение, селениты наблюдают за Землей во все подзорные трубы... Так комментировал художник XVIII века запуск воздушного шара. Ведь в его время многие думали, что Луна обитаема.

объекта без малого полмиллиона километров!

Летом 1965 года советская межпланетная автоматическая станция «Зонд-З» стерла последнее «белое пятно» с невидимой стороны естественного спутника. Сегодня подробная карта лунного мира может быть нарисована так же, как карта нашей планеты.

Увлечение «лунной географией» имеет вполне практическую цель — подготовку маршрутов экспедиции. Сейчас на снимках различимы кратеры поперечником всего в несколько дециметров! Однако прежде чем нога человека ступит на лунную поверхность, должна быть тщательно освоена и проверена техника мягкого прилунения.

Если бы у нашего космического соседа существовала мало-мальски плотная атмосфера, можно было бы садиться на парашюте. Но это исключено. Остаются два способа — реактивное торможение и смягчение (амортизация) удара.

Тормозные ракеты у поверхности Луны должны создать тягу, противоположную движению космического корабля. В земных условиях такие аппараты отработаны достаточно хорошо. Но при посадке на Луну включить устройство вовремя очень трудно. Если «погасишь» скорость слишком рано, летательный аппарат иод действием лунного тяготения упадет на Луну и разобьется. Если включишь слишком поздно, то же самое. Значит, выбрать надо такой момент, когда гашение космической скорости до нуля происходило бы у самой лунной поверхности — не раньше и не позже. Инженеры сейчас и пытаются поймать это мгновение.

Предполагают при посадке использовать и различные амортизаторы, например, огромные надувные подушки. Но они помогут лишь в том случае, если реактив-