Юный техник 1967-08, страница 20

Юный техник 1967-08, страница 20

забирали бы у корабля еще больше энергии. На наших рисунках вы видите преимущества этого предложения. При тупой форме ударная волна и длиннее и шире.

Но против этого возражают медики — при тупом носе космический корабль, опускающийся на Землю, слишком резко затормозит. Возникнут сильные перегрузки, которые экипаж не перенесет. 6—8-кратная перегрузка — вот дозволенный предел.

Но как быть тогда с теплоотводом, который позволяет гасить скорость для удачного приземления?

Пойдем на компромисс, решили ученые. Сохраним у корабля хорошую аэродинамическую форму, но заставим его совершать маневры. Пусть он многократно проходит через все более плотные слои атмосферы, пока не погасит как следует скорость и не выйдет на нужную для посадки орбиту.

Эти маневры называются методом тормозных эллипсов (см. рис.). Они всем хороши — скорость уменьшается постепенно и резких перегрузок не возникает. Но когда вокруг Земли обнаружили пояса радиации, стало ясно — никакое маневрирование невозможно. Во всяком случае, на то время, пока не появятся надежные средства защиты от радиационной угрозы. Нужно садиться с первого захода. Для такого скорого приземления есть только один путь — коридор в атмосфере, у которого нижняя граница определяется перегрузками и аэродинамическим нагревом, а верхняя — величиной скорости для посадки по круговой орбите (см. рис.). Ширина этого коридора настолько мала, что уже при старте с Луны нужно как следует прицелиться, чтобы попасть в него. «Угольное ушко», сквозь которое должен промчаться космический корабль, может иметь диаметр 10 км. Может, если допустить десятикратные перегрузки при движении со второй космической скоростью. 10 км (!) — легко их учесть при рейсах на космические расстояния?

Нелегко, и потому ученые разработали специальные гидравлические устройства, уменьшающие величину перегрузок. Нижняя граница благодаря им немного отодвигается. Все-таки пошире.

Другое средство — планирующий спуск с переменной подъемной силой. Когда командир видит, что его корабль идет чуть выше верхней границы коридора, он ставит его в такое аэродинамическое положение, при котором возникает отрицательная подъемная сила. Космический корабль приближается к Земле. Опасность миновала — следует другая операция, меняющая направление подъемной силы в противоположную сторону. Космическое планирование идет при малых перегрузках. Ширина коридора благодаря этим пируэтам увеличивается в 6—8 раз.

Итак, мы убедились — при возвращении человека ^ из далекого космоса домой возникает много неожиданных проблем, которые не играли роли при посадке спутников Земли. И прежде чем космонавты полетят к Луне, необходимо отрепетировать вход в атмосферу на автоматических станциях, летящих со второй космической скоростью.* Точность потребуется редкая. Легче попасть стрелой в яблоко, как это сделал легендарный Вильгельм Телль, чем провести космический корабль по безопасному коридору.