Юный техник 1967-09, страница 31

Юный техник 1967-09, страница 31

на фонтанке

В зависимости от масштаба модели готовят моделированный лед нужной крепости. Но в любом случае коэффициент трения должен быть такой же, как у натуральных торосов Ледовитого океана.

Климат севера на Фонтанке создают аммиачной холодильной установкой. Ее насосы прогоняют охлажденный рассол из хлористого кальция по трубам и батареям, которые густо навешены на стенах и потолке. Из помещения каждый час отсасывается 140 тыс. килокалорий тепла (столько дают при сгорании 12 л бензина).

Ледоколы маленького Ледовитого океана плавают без собственного мотора. Их движет специальная упряжка — бесконечный трос, проходящий через два колеса, которые стоят на противоположных берегах бассейна. На валу одного колеса есть еще и второй трос. К нему прикрепляется груз — своеобразный двигатель модели. Он «работает» всегда с постоянным усилием, не зависящим ни от скорости модели, ни от сопротивления: тяга постоянно равна весу

груза, а по существу — силе тяги винтов.

Миниатюрное судно идет за тросом свободно: покачивается, дает крен, дифферент — все, как в настоящем плавании. За движениями модели следят приборы с самописцами, кинокамера, спрятанная на дне «океана», там же стоит телевизионная установка, передающая изображение на поверхность, на большие экраны. Можно заглянуть под воду и с помощью перископа.

Модель совершила первый рейс. За ней остался битый лед. Его выловили сачками, растопили и воду вернули в бассейн. Поэтому соленость воды и прочность льда не меняются. Снова идет в путь ледоко-лик, и снова склоняются к приборам ученые. И так много раз подряд.

Плавание кончилось. Испытатели покидают свой «океан» и уходят в обычные кабинеты. Все сведения, собранные во время многочисленных проб, нужно пересчитать, имея в виду «взрослый» ледокол. Так был спроектирован и атомоход «Ленин», и самый современный из неатомных ледоколов — «Москва». Сейчас все ледоколы — океанские и портовые — проверяются подобным образом.