Юный техник 1967-09, страница 30

Юный техник 1967-09, страница 30

«Летучий голландец» во льдах

Неповторима (и до сих пор не закончена) история судна «Байхимо». Этот пароход плавал в канадских водах далекого севера.

В июне 1931 года судно вышло из порта Ванкувер в очередной рейс на север. Команда из 36 человек на всех стоянках работала не покладая рукг выгружая запасы для местного населения и постепенно заполняя трюмы мехами. На обратном пути судно застигла неожиданно ранняя арктическая зима. Льды преградили ему дорогу и сжали корпус. Сигнал « SOS » был принят. Прилетели самолеты и сняли 22 человека команды. Капитан и остальные матросы решили зимовать на ближайшем берегу и «караулить» оставленное судно с дорогим грузом.

Темной ноябрьской ночью разгулялась арктическая буря, после которой «Байхимо»... пропал из видимости, сжатый высокими торосами. Поиски не дали результатов. Капитан решил, что судно раздавлено льдами и затонуло. I нако встретившиеся эскимосы сообщили, что видели «Байхимо» неподалеку. Придя на указанное место, комайда действительно нашла судно и смогла снять часть груза, бросив все остальное на произвол судьбы. Надвигалагсь суровая зима, и нужно было спасать свою жизнь...

С этого момента началась необычайная «одиссея» парохода «Байхимо», который «собственными силами», без всякой помощи людей, вступил в борьбу со стихией.

В марте 1932 года судно видели у берегов острова Гершель. В 1933 и 1934 годах «Байхимо» медленно дрейфовал к северу. Изредка его посещали люди, однако географическое положение парохода делало невозможным проведение спасательных операций. В сентябре 1935 года «Байхимо» дошел до берегов Аляски, счастливо выдержав все штормы и ледовые натиски. Силы природы не были в состоянии уничтожить это судно, а люди не могли его спасти.

Впоследствии «Байхимо» неоднократно встречали эскимосы и летчики, совершавшие рейсы на север. В марте 1962 года его видели у берегов моря Бофорта. Невероятно, но после более чем тридцатилетнего одинокого бродяжничества оно и сейчас продолжает кружить по водам северных морей...

заполярье

Л. МИРОШНИЧЕНКО

Прежде чем новый ледокол начнет крушить и расталкивать льдины... нет, его модель не испытывали в маленьком Ледовитом океане. Ледокол спускали на воду, и свое первое крещение он получал среди настоящих льдин и торосов. И бывало, в первый день плавания в арктических льдах — уже пробоина.

Между тем модели ледоколов надо проверять куда строже, чем обычные корабли: плыть во льдах и по теплому морю не одно и то же.

Самолеты проверяли, используя законы аэродинамики, корабли — с помощью гидромеханики. А ледоколы?

В доме, окруженном столетними липами, блестит на солнце окованная железом дверь. За ней кончается ленинградское лето.

За следующей дверью — «Ледовитый океан», длинный узкий бассейн, покрытый льдом. Именно отсюда, из ледяной ванны, теперь начинают плаванье все ледоколы нашей страны. Исследователи прорезают во льду майну и ставят на чистую воду модель ледокола.

Сигнал «Старт!». Запел электромотор, и модель двинулась вперед, подламывая лед и разгоняя в стороны его обломки, как самый заправский ледокол.

Бассейн на Фонтанке уникальный, подобного нет нигде в мире. Его построили после того, как советские ученые академик Ю. А. Ши-манский и профессор Л. М. Ногид разработали теорию моделирования для движения судна во льдах.

Вот лед — на вид ничего особенного. Но его прочность много меньше обычного — настолько, насколько испытуемая модель меньше будущего ледокола. Она, как правило, достигает в длину полу-тора-двух метров — в 30—60 раз короче настоящего корабля.

Толщина льда в бассейне подобрана по законам теории моделирования. Намораживание идет по строгому регламенту. Сотрудники непрерывно замеряют толстеющий покров. Дошло до нормы, лед готов.

28