Юный техник 1967-10, страница 7

Юный техник 1967-10, страница 7

5Д~ЛЕТ ПРОГРЕССА^

не, занимавшей шестую часть мира, специальных государственных исследовательских институтов не существовало.

...Спустя три года в физико-техническом отделе у Иоффе был уже большой коллектив блестящих исследователей, его учеников, которые разрабатывали самые разнообразные физические проблемы. Отдел стал тесен, и он был превращен уже в самостоятельный Физико-технический институт — для этого понадобились и новое здание и большие средства, чтобы закупить за границей дорогое оборудование. «Физтех» — так его называют по сей день — сделался подлинным центром экспериментальной и теоретической физики страны.

А год организации Физтеха, 1921-й, в жизни Советской республики был одним из самых страшных, он был годом разрухи и голода. Рабочие и служащие из-за неурожая получали в день осьмушку хлеба — восьмую часть фунта, пятьдесят граммов. Именно в 21-м появилась на свет «Россия во мгле» Герберта Уэллса, незадолго перед этим полмесяца путешествовавшего по разоренной стране и пытавшегося понять, что в ней происходит. И в такое время большевики ставили развитие науки в ряд первоочередных дел. В нем они видели залог будущего.

«Нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из нее построить социализм. Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем», — так говорил Ленин.

Россия вступила в век науки. С Октября 17-го года вся ее жизнь начала строиться на основе точного знания законов истории — на основе научного коммунизма. Использование природных богатств и научная организация труда, познание тайн живой и неживой материи, борьба с болезнями сделались областью партийной и государственной политики. Без этого не был бы возможен скачок страны от многовековой отсталости к сегодняшней мощи, к сегодняшнему ее величию — скачок, совершенный всего за полвека.

...А в стенах созданного в голодном 1921-м Физико-технического института, который теперь носит имя А. Ф. Иоффе, родились почти все главные, прославившиеся на весь мир школы современной советской физики. В нем выросли нобелевские лауреаты — замечательный физик-теоретик Лев Давидович Ландау и творец теории разветвленных цепных реакций и целой новой области знания — «химической физики» Николай Николаевич Семенов. Из Физтеха вышли Петр Леонидович Капица и Лев Андреевич Арцимович. Это в Физтехе, в лаборатории, которой руководил Игорь Васильевич Курчатов, молодые тогда ученые Георгий Флеров и Константин Петр-жак в 1940 году открыли никем до них не виденное явление самопроизвольного распада ядер урана. Из недр рожденного революцией института в числе других областей науки родилась советская ядерная физика. Она создала и мощное оружие для обороны и мирную атомную энергетику, она проникла в тайны элементарных частиц и сложила из

4