Юный техник 1969-01, страница 12

Юный техник 1969-01, страница 12

Окончил Химнко-технологический институт имени Менделеева и был оставлен прн кафедре аспирантом — заниматься теорией коллоидной химии. Но нужны были обувщики, и тут вспомнили, чем занимался раньше аспирант. tB новом кожевевиом институте ему предложили кафедру. Сейчас он — профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

От века сапожное дело было примитивным, грубым ремеслом, не требовавшим большого навыка В сапожники шли ничему не обученные люди, которые уже через несколько дней могли кое-как работать. Помните Ваньку Жукова? Пришедшие в город крестьяне как раз и пополняли темное, нищее сословие городских сапожников. Отсюда и пошло: сапожник — это значит невежество, убогость.

Ну, а сейчас так все переменилось. Не только в том, что появились комбинаты обуви с конвейерными линиями, с новой технологией. Изменился сам взгляд на ботинок — выяснилось, что его не просто сделать, что его надо делать «по науке», с учетом физиологии стопы, новых материалов и т. п.

«Что нам до красот мира, если тесен сапог», — шутят в Индии. Армия северян в войне против Южных Штатов Америки потеряла половину своего состава из-за плохой обуви. Это уже серьезно. Впрочем, и каждому из нас не до шуток, когда ботинок жмет.

Мы разместили в опытном ботинке около десяти датчиков, реагирующих на давление. Много людей носило эту «чуткую» обувь. Они ходили в ней, а датчики передавали сведения на приборы. Выяснилось, что наибольшее давление — в центре пятки. Вообще на подошву ноги во время ходьбы действует значительное усилие — до 30 кг/см2. Но на центр пятки приходится все-таки больше.

ПОДОГРЕВАТЕЛЬ

пленка

i- ва

отсос воздуха

Во втором опыте датчики поставили уже не снизу, а с боков стопы. И здесь нашлись точки, где концентрируется давление. Эти места могут обнаружить многие — вспомните, где у вас чаще всего протираются носки и подкладка? В задни

ках ботинок. Вот-вот, тут давнт почему-то сильнее. А ведь этого быть не должно

Решили сделать колодку новой формы — такой, чтобы она как можно больше походила на стопу. И чем большего сходства удастся достичь, тем лучше, потому что удобными ботинками, полуботинками, туфлями можно считать те, которые внутри напоминают отпечаток наших ног. На фабрике «Парижская коммуна» уже испытали туфли, изготовленные по новой колодке. Отзыв был один— «Как удобно!»

На внедрение модели уходит до полугода. Успех дела зависит прежде всего от конструктора-модельера. Ведь ботинок делается из заготовок верха, которые потом соединяют с подошвой. Модельер не может ошибиться. Он должен очень точно разработать шаблоны ботинок, предусмотрев запас на швы, на растяжение кожи. Модельер должен уметь ясно представить будущую модель на плоскости в виде чертежа.

Ю. П. Зыбин предложил конструктору обуви работать с объемным «чертежом». Он предложил создавать будущую модель в объеме — из синтетической пленки.

Над деревянной колодкой натягивают пленку, пятнадцать-двадцать секунд ее греют, а затем опускают на колодку. Тут же включают вакуумный насос. Пленка обтягивает колодку и застывает. Оболочку снимают, перед вами — легкий макет туфельки, ботинка, сапожка. На него наносят рисунок будущей модели.

Модель закончена и утверждена специальной комиссией — гибкую оболочку разрезают и распластывают. На плоской пленке строят шаблоны будущих деталей. Сделав пробы, модель запускают в производство (см. рис.).

Будущее обуви зависит главным образом от успехов химии. Хорошая подошва из искусственного материала уже создана, а для верха замены пока нет. Вот смотрите — это обувь будущего (профессор показывает мне литые сандалии —• грубые, жесткие, уродливые). Что, не нравится? Конечно, в этом ходить нельзя. Но ведь и бетон поначалу был не так уж хорош. Дайте срок, литая обувь завоюет первое место, потому что она проста в изготовлении и дешева.

Скажите вашим читателям, чтобы они шли учиться к нам. Мы снабдим их добрыми знаниями в области химии, физико-химии, математики. И обуем всех удобно и красиво.

Беседу вел В. ВЛАДИМИРОВ

10