Юный техник 1969-01, страница 29

Юный техник 1969-01, страница 29

За стеклянной перегородкой — серый металпиче-ский куб величиной с четырехконфорочную газовую плиту. На кубе вертикально укреплено проволочное кольцо, диаметром сантиметров двадцать. Анатолий Столбунов привычно нажимает кнопку на пульте. Ослепительная вспышка, оглушительный взрыв - и комнату затягивает сизым туманом. Кольца из проволоки как не бывало.

— Аннигилировала. — улыбается Анатолий. И многозначительно добавляет: — 320 тысяч ампер! Такими разрядами можно штамповать что угодно.

В 1927 году в трудах английского Королевского научного общества была помещена статья академика П. Л. Капицы. В ней Петр Леонидович впервые в мировой литературе сообщал об огромных механических силах, возникающих при действии мощных магнитных полей на металл. Но использовать их для штамповки тогда никто не стал. Получать сильные магнитные поля всегда было очень трудно. К тому же инженеров устраивали и традиционные методы металлообработки. Но вот появились новые, сверхпрочные, жаростойкие, тугоплавкие материалы, которые не хотели поддаваться резцу или штампу. Как заставить их изменить форму!

Такой вопрос встал перед Анатолием Стопбуновым, молодым инженером из Научно-исследовательского института технологии организации производства.

Из множества витавших в воздухе технических идей он выбрал именно магнитную штамповку. Скоро к Анатолию присоединились другие молодые исследователи: Анатолий Галл, Станислав Колесников, Игорь Миттель-ман, Галина Егорова.

Как же действует незримый штамп) Мощный конденсатор разряжается через катушку. Вокруг соленоида мгновенно рождается сильное магнитное поле. В заготовке, которая лежит на форме-матрице, начинают бушевать вихревые токи, взаимодействующие с этим полем. Если конденсатор достаточно мощный, развиваются давления в тысячи атмосфер, при которых даже хрупкие материалы становятся пластичными и хорошо заполняют любые формы. Причем все происходит за стотысячные доли секунды — быстрее, чем даже при взрывной штамповке. Любопытно, что за столь короткое время вихревые токи способны раскалить заготовку, словно спираль электроплитки, что делает металл еще более податливым.

Словом, возможности открывались перед исспедо-вателями немалые, но пока что умозрительные. Чтобы воплотить их в реальную производственную практику, нужно было точно рассчитать, какой разряд нужен для той или иной детали, создать оборудование.

Вот тогда-то Анатолий и его товарищи — технологи-механики — обратились за помощью в Московский энергетический институт. К работе над проблемой подключились сотрудники и аспиранты. Иван Кужекин, Юрий Попов и Евгений Прохоров не меньше технологов заинтересовались новым делом и не жалели на него ни времени, ни сил.

Из-за чрезвычайной сложности физических явлений магнитная штамповка практически не поддавалась расчетам. В самом деле, здесь множество одновременно участвующих факторов, и каждый из них влияет на остальные. Если обычная штамповка полностью определяется свойствами материале детали, а взрывная требует дополнительного учета сип инерции, то здесь еще

4*