Юный техник 1969-01, страница 26

Юный техник 1969-01, страница 26

г

Искусство на «молекулярном уровне»

В. НЛЯЧНО Рис. Э. СМОЛИНА

КОРОВА И КОВБОИСКИИ ФИЛЬМ. Английский фермер Чарльз Пиджеи утверждает, что каждая из его двадцати пяти коров после просмотра очередного ковбойского фильма по телевизору дает молока больше, чем обычно. А вот фильмы ужасов коровам явно не нравятся — после них удои резко падают. Многим это заявление, наверное, покажется смешным и только. В самом деле, могут ли коровы быть ценителями искусства? Однако не спешите с выводами.

Вот несколько любопытных фактов последних лет. Скрипача из закарпатского села Квасы в лесу окружили волки. Положение, казалось бы, безвыходное. Но выручила... скрипка... Музыкант заиграл, а волки уселись вокруг и, задрав морды, стали внимательно слушать. Играя, скрипач дошел до самой деревни. Волки его не тронули.

Что змеи «танцуют» под музыку, давно известно. Укротители пользуются этим с незапамятных времен. Современные факиры даже механизировали свое ремесло, заставляя змей «танцевать» под магнитофон.

А как относятся к музыке крысы? Парижский профессор Нишульц решил задать этот вопрос им самим. Животных обучили нажимать иа кнопку, чтобы прервать звук. И что же? Резкий звонок крысы прерывали почти тотчас — через 4 секунды, слабый — через 9. Мелодичную музыку они слушали дольше — от 14 до 18 секунд. А некоторые мелодии крысам как будто нравились. Так, французскую песенку «Расскажи мне о любви» половина крыс дослушала до конца, а половина прервала лишь на 20-й секунде.

Обезьян легко заставить танцевать, если издавать какой-либо ритмичный звук. И рисуют они тоже с большим увлечением, даже забывая на довольно продолжительное время о еде. Недавно о живописных способностях обезьян вспоминали только для того, чтобы сравнить их «произведения» с творчеством абстракционистов. А между тем сам факт стремления обезьян к такой деятельности, несомненно, интересен и требует тщательного изучения. Тем более что обезьяны вовсе ие одиноки в своем стремлении к изобразительному искусству.

Живущие в Австралии птицы — атласные беседочницы — выкладывают перед своим гнездом-шалашом настоящие орнаменты. Самец приносит сюда голубые и желтые цветы, а также цветные и блестящие предметы, — раковины, ягоды, цветные камни, птичьи перья и даже обрывки змеиных шкур.

Птица-садовник разбивает перед гнездом настоящий скверик, окаймленный бордюром из мха. На усыпанной зеленью площадке разложены лесные цветы, ягоды, кпасивые камни. Увядшие цветы ежедневно заменяются свежими.

Индийский ткач «иллюминирует» свое жилище живыми жуками-светляками; чтобы они не могли выбраться из гнезда, птица втыкает их в кусочки глины.

Индийские вороны однажды ограбили ювелирный магазин, утащив несколько килограммов золотых оправ для очков — опять же для украшения собственных гнезд. Ну, а про любовь сороки к воровству ярких и блестящих предметов знает, наверное, каждый.

Даже осьминоги украшают свое жилище. Вот что пишут об зтом знаменитые французские исследователи Жак-Ив Кусто и Джеймс Дюгеи в книге «Живое море»: «Я приметил... какой-то прямоугольник. Море не терпит углов и граней, не иначе — зто изделие человеческих рук... Подошли и увидели прямоугольник размерами три на четыре фута, выложенный почти с идеальной точностью из белых камешков. Ограда! Значит, должен быть и хозяин? А вот и он: в одном углу, зарывшись в грунт так, что только большие глаза торчали над илом, прятался розовато-серый осьминог... На сотни ярдов вокруг голое дно. В чем смысл этой ограды, на которую потрачено столько усилий?.. Поднявшись иа триста футов, снова встретили осьминожьи ограды, целую деревушку этих трудолюбивых тварей».

24