Юный техник 1969-07, страница 6

Юный техник 1969-07, страница 6

Студент Владимир Ульянов. 1891 г.

«КРАЙНЕ

ВРЕДНОГО

НАПРАВЛЕНИЯ.

Р. НА ФИГОВ, профессор

Казань помнит Ленина Володей Ульяновым — семнадцатилетним юношей с прямым и пытливым взглядом.

В 1887 году Володя с золотой медалью окончил гимназию и приехал учиться в Казанский университет. Однако проучиться ему здесь пришлось всего несколько месяцев — ночью с 4 на 5 декабря его арестовали за участие в студенческой сходке. Первым местом заключения будущего вождя мирового пролетариата стала Казанская пересыльная тюрьма.

Вскоре Ульянова выслали в деревню Кокушкино под надзор полиции. Через некоторое время ему разрешили вернуться в Казань, однако к занятиям в университете так и не допустили. Тогда Ленин уехал в Самару.

Недолго прожил Ленин в нашем городе, но это время, несомненно, сыграло очень важную роль в его становлении как профессионального революционера <и потому представляет для нас, историков, чрезвычайный интерес.

Исследования о жизни и деятельности Ильича в нашем крае будут обобщены в большой книге «Ленин в Казани». Сейчас она готовится к печати и выйдет в свет к 100-летию со дня его рождения.

Когда Ильич уехал из нашего города, он по-прежнему живо интересовался делами казанских революционеров. Поэтому мы сейчас скрупулезно изучаем деятельность искровцев в Поволжье, связи казанского подполья с Лениным и многое другое.

Как складывалось политическое мировоззрение Ленина-студента?

Когда читаешь первый дошедший до нас его реферат на экономическую тему, чувствуется, что высказанные в нем мысли хорошо и не раз обдуманы и, что называется, взяты на вооружение. Может быть, на самом деле это не первая ленинская работа; и другие до нас просто не дошли?

Во всяком случае, Ленин-теоретик сразу начал с очень высокой ступени. Через несколько лет после отъезда из Казани, в 1894 году, он создает свою знаменитую работу «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». В ней поражает глубокое знание Владимиром Ильичем революционного движения России.

Откуда почерпнул все эти сведения человек, который по молодости своих лет не мог быть очевидцем многих событий, а официальная история о них умалчивала?

Значит, Ленин узнал об этом из нелегальной литературы, из уст тех, от кого получал ее во время пребывания в Казани и позднее.

Кто же эти люди, знакомство с которыми, несомненно, оказало на молодого Ульянова немалое влияние и с самого начала привело его в кружок, охарактеризованный полицией как «крайне вредного направления»?

В Казани тогда было немало связанных с революционным подпольем людей, лично знавших Александра Ульянова, Точисского, Лопатина, Желябова, Перовскую. Однако установить степени знакомства и связей Ленина с другими революционно настроенными казанцами непросто: ведь по условиям нелегальной работы эти связи держались в тайне.

Иной раз находка ждет историка на пути, по которому до него прошли уже десятки исследователей.

Известно, например, что Ленин провел в Кокушкине тяжелую зиму: деревня глухая, метели, морозы. Если бы не навещали товарищи по борьбе, было еще труднее. Но кто именно навещал, оставалось неизвестным: в дошедшем до нас жандармском донесении от 4 февраля 1888 го-

4