Юный техник 1969-08, страница 30

Юный техник 1969-08, страница 30

И МАРС РАЗОЧАРОВЫВАЕТ.

18 октября 1967 года окончательно рухнулн надежды на обитаемость таинственной Венеры. «Некрологом» потенциальным венернанцам стали данные о температуре, давлении и составе атмосферы этой планеты, переданные советсиой станцией «Венера-4».

А недавние наблюдения другого нашего иосмичесиого соседа, Марса, выполненные группой молодых советсинх астрономов, заставили еще больше усомниться в возможности существования жизни и на этой планете. Исследуя излучение Марса в инфракрасной области спеитра, они установили, что температура его поверхности на дневной стороне не поднимается выше минус 45—50 градусов Цельсия. Еще более лютый холод держится на стороне, противоположной Солнцу. Каи показали расчеты, средняя температура ночью составляет там минус 113 градусов, а в полярных областях во время полярной ночи и того ниже — около 150 градусов. Эти наблюдения свидетельствуют, что атмосфера Марса в основном состоит нз углекислого газа с незначительной прнмесью аргона. Но нз физиии известно, что при температуре ннже минус 140 градусов Цельсия углекислый газ ионденсируется и выпадает в осадок. Вот и получается, что хорошо видимые полярные шапкн на Марсе состоят не нз льда и снега, как предполагалось раньше, а в основном нз углекислоты. И может быть, допусиают астрономы, эти шапкн покрыты сверху лишь очень тониим слоем льда, да и то с прнмесями. А без воды каиая же жизнь?..

Печальные сведения принесли инфракрасные лучи и о давлении атмосферы у поверхности Марса: оно оказалось в 40—50 раз меньше, чем на родной нам планете.

Впрочем, фантасты, породившие разных достоннств марсиан, еще могут питать надежды на... ошибку наземных наблюдателей. Кто знает, может быть, прямые измерения, иоторые будут выполнены автоматичесиими посланцами Землн, сообщат более утешительные вести.

1шиш„„,шшш1шшшишшшшш..шшшш.11 КТО ЖЕ ПОСЫЛАЕТ ИЗ КОСМОСА СИГНАЛЫ?

В вашей памяти, ионечно, свежи еще газетные сообщения о непонятных, повторяющихся со строго заданной частотой радноснгналах, обнаруженных во вселенной английскими ученымн.

Начался интенсивный поиси новых загадочных радионсточнннов. В последние месяцы поступили сообщения об отирытин еще оиоло двадцати таких своеобразных космичесних маяиов, названных учеными пульсарами.

Можно ли сегодня с уверенностью ответить на вопрос: отнуда идут сигналы? Да, можно, н ответ этот, тольио что данный астрофизиками, стал для них самих сенсацией. Радиоимпульсы, посылаемые со строго постоянной для каждого источнина частотой, идут... от НЕЙТРОННЫХ ЗВЕЗД1 Тех самых сверхнеобычных звезд, которых до последнего времени ннкто не вндел, но существование иоторых теоретнчесии пред-сиазывали. В чем же нх необычность и почему их столь трудно увндеть7

Гипотеза о происхождении нейтронных звезд говорит о следующем. Когда ядерное горючее (водород, гелий) в недрах звезды, наионец, исчерпывается, звезда остывает и под воздействием собственных гравитационных снл иатастрофичесии сжимается. Фаитастичесиое давление заставляет сливаться протоны с электронами, н звезда превращается в нейтронный шар диаметром всего... в десять-пятнадцать километров! И если он не раскален, рассмотреть его невозможно даже в мощнейшие телеснопы.

Но именно этн нейтронные звезды способны вибрировать и тем самым рождать импульсы радионзлучення. Они-то и выдали людям существованне в иосмосе ирохот-ных звезд, кубичесинй сантиметр вещества которых веснт сотни миллионов тонн.

и отдал ее сыну. «Будешь каждый день,— начал было он, но, вспомнив, что мальчик не представляет себе день, повторил: — Будешь каждый раз, как прозвучит большая сирена, ставить здесь один крестик. Когда поставишь все, тогда мы прилетим на Землю, и ты пойдешь к детям». Он погладил сына по голове и вышел.

Мальчик знал, что старших надо слушаться. И он только однажды поставил лишний крестик. Но черточек оставалось так много, что он не мог их даже пересчитать и не верил, что они кончатся. Черточки даже снились ему.

Потом мальчик смотрел фильм о Земле по многу раз подряд, каждый раз находя в нем всегда нечто новое, желанное и... недостижимое.

Учитель замолчал. В голубоватом полумраке мы видели только его фигуру, высокую, широкоплечую, и гордую голову с поседевшими волосами, которые белели

в неровном фосфоресцирующем свете экрана.

Молчали и мы, захваченные интересным рассказом, удивленные тем, что, оказывается, наш воспитатель знает и эту нелюбимую им тему лучше нас.

Наконец Мишка нарушил тишину:

— Он потом встретился с детьми?

— Звездолет вернулся, когда мальчик уже вырос. Он остался на Земле, — ответил учитель, и нам показалось, что голос его дрогнул. — Ибо что может быть лучше нашей чудесной, прекрасной Земли!

— А тот мальчик, — спросил я, — где он сейчас?

Занавеси поползли вверх. Снова стало светло. Учитель стоял за столом неподвижно, глядя поверх наших голов. И мы узнали в нем мальчика, о котором он рассказал.

Перевел с белорусского Б. МЕСИИИ Рис. Ш. САПОМНИНОВА

28