Юный техник 1969-10, страница 283*-" . -• • * •• ••« «I тт#т • » - ш шл »* # невый цвета. Теперь отжать, высушить, разрыхлить, смешать шерсть с искусственным волокном или несколько синтетических волокон между собой — и конвейерная лента начнет двигаться к пневматической трубе, по которой волокно доставляется прямо на кордочесальные машины. Они превращают окрашенное волокно (смески) в мягкую, пушистую непрерывно текущую ленту — ровницу. В прядильном цехе — длинные ряды кольцепрядильных машин, на них вырабатывается одиночная ковровая пряжа. Но это еще не все: ее соединяют по три нитки, скручивают, наматывают на бобины. И вот уже вереница тележек с разноцветными бобинами движется к ткацкому цеху. В ткацком цехе гудят сразу 113 станков — огромных, в два этажа! Они напомнили мне корабли; и на капитанских мостиках стояли ткачихи, а вокруг величаво струились разноцветные волны ковров. Каких только не было узоров: ковры с геометрическим орнаментом, узоры в виде многоугольников, квадратов, ромбов красно-коричневых тонов! Эти узоры навеяны славными туркменскими коврами. А вот ковер с поэтичным названием «Русская красавица», его узор напоминает расписные русские подносы. На другом станке расцвел светло-голубой ковер с причудливыми цветами, которые, переплетаясь, образуют радостный рисунок. И название у него веселое: «Май». Этот ковер создан по мотивам азербайджанского ковра типа «Казах»: широкий бордюр из трех каемок, на кирпично-красном фоне свободно разбросаны крупные медальоны. Ковровые узоры создаются художниками комбината. Около 30 новых рисунков ежегодно утверждает художественный совет. В мастерской мне показывают новые работы. Эскизы создаются по наброскам, привезенным из Средней Азии и Вологды, Азербайджана и с Севера. Например, ковер «Русский сувенир» навеян узорами на вологодских прялках. У меня сразу возник вопрос: как же переносятся на ковер все сложные узоры, задуманные художниками? Оказывается, с помощью перфокарты. Рисунок ковра со всем его цветовым многообразием зашифровывается: на кусочек картона наносится определенное количество перфораций — круглых дырочек* расположенных в определенном порядке. Попробуйте внимательно приглядеться к изнанке ковра: она, как и всякая ткань, имеет сетку, состоящую из нитей основы и утка. Но от обычных тканей ковер отличается тем, что на нитях основы параллельными рядами, плотно прилегая друг к другу, завязаны мелкие узелки разноцветной пряжи. Концы этих узелков продергиваются между нитями основы, ровно подстригаются, и на лицевой стороне образуется сплошной ворс, который и является декоративной узорчатой плоскостью ковра, совершенно скрывающей нити основы и утка. В картонасекальной мастерской, куда попадает технический рисунок ковра, специальную бумагу делят на клетки так, чтобы каждая клетка соответствовала одному ворсовому узлу. А всего в одном квадратном метре ковра содержится от 120 до 200 тыс. узлов, а на коврах ручного ткачества их количество доходило до 1 млн. Представляете теперь, какой сложной, трудоемкой работой является к «
|