Юный техник 1969-12, страница 5

Юный техник 1969-12, страница 5

Все более совершенные корабли уходят в космос. Но самая новейшая автоматика не может заменить человека. «Должно быть автоматизировано все, что целесообразно передать автоматам. Речь идет о подлинном союзе человека и техники», — сказал разработчик систем управления кораблями «Союз».

Как же проявляется содружество летчика-космонавта и систем управления кораблем! Об этом наш рассказ.

Л ИЛОТ

в

космосе

В феврале 1965 года на орбиту искусственного спутника Землн был выведен двухместный космический корабль «Восход-2».

Одной из наиболее существенных отличительных черт полета корабля «Вос-ход-2» являлось то, что был совершен первый в истории человечества выход летчика-космонавта А. А. Леонова в открытое космическое пространство.

Другой важной особенностью полета являлась посадка, впервые выполненная командиром корабля летчиком-космонавтом П. И. Беляевым с использо ваннем ручной системы управления.

Перед включением тормозной двигательной установки космонавт П. Беляев с высокой точностью вручную сориентировал корабль в пространстве по трем направлениям, что обеспечило вход в атмосферу с заданными параметрами.

На «Союзе» — аппарате новой конструкции — система управления движением построена так, что она обеспечивает ручное управление любой операцией. С другой стороны, весь полет можно осуществить по радиокомандам, подаваемым с Земли.

И Георгий Береговой, проводивший испытания корабля, и Владимир Шаталов с Борисом Волыновым, осуществлявшие ориентацию вручную, высоко отзывались о маневренных способностях «Союза». Система работала четко, эффективно и надежно, управление было мягким.

Особенно полно прояв iacb высокая маневренность кораб. й типа «Союз» в групповом полете космонавтов В. Шаталова, В. Волкова, В. Горбатко, А. Елисеева, В. Кубасова, А. Филипченко, Г. Шонина. Экипажи трех кораблей вручную осуществляли сложные маневры — их было больше тридцати — и по указаниям из Центра управления полетом и совершенно самостоятельно, используя автономные средства и радиопереговоры друг с другом.

Самолет может осуществлять маневр в вертикальной и в горизонтальной плоскостях. Управляемый подвижными плоскостями — рулями и элеронами, он совершает подъемы, развороты, спуски н сложные эволюции, на которые не способны ни насекомые, ни птицы, за исключением колибри. До этой крохотной птахи машинам пока далеко: она способна «зависать» в воздухе, двигаться вбок и даже назад.

Ручное управление космическим кораблем имеет много общего с самолетным. Можно сказать, что корабль в этом отношении во многом напоминает шуструю птичку-невеличку. При полете по околоземной орбите при скорости около 8 км/сек корабль способен выполнять различные маневры: разворачиваться вокруг центра масс (нельзя говорить «центр тяжести», так как корабль находится в состоянии невесомости), вращаться вокруг поперечной оси, перемещаться в боковом, вертикальном и продольном направлениях. Включив двигатель, космонавт может притормозить бег корабля и перейти на более низкую орбиту.

Корабль летит практически в почти безвоздушном пространстве. Однако не надо думать, что в открытом космосе действуют какие-то особые законы движения, отличные от земных.

Один из основных законов движения, как известно, закон инерции. Согласно ему любое движущееся тело, не взаимодействующее с другими должно двигаться равномерно и прямолинейно. Однако на Земле закон инерции, строго говоря, никогда не выполняется. Здесь на любое движущееся тело всегда действуют какие-нибудь силы: оно испытывает сопротивление воздуха или воды, трение, притяжение Земли. При полете по околоземной орбите вне атмосферы космический корабль не испытывает трения, влияющие на него силы тяготения Солнца и Луны незначительны, ими можно пренебречь. Поэтому движение корабля можно считать близким к движению по инерции.

3