Юный техник 1969-12, страница 6

Юный техник 1969-12, страница 6

Для управления вручную на корабле есть две ручки. Правая — для разворотов вокруг центра масс: влево-вправо, вверх-вниз, вокруг продольной оси; певая — для перемещения центра масс.

Чтобы повернуть корабль, летящий с большой скоростью, нужно приложить силу тяги. Она создается миниатюрными реактивными микродвигателями.

Прн правом повороте космонавт наклоняет корабль вправо, причем угловая скорость поворота пропорциональна величине отклонения ручки.

Перемещая ручку на себя или от себя, космонавт заставляет с помощью других реактивных двигателей корабль разворачиваться в плоскости «тангажа»: он вздымает или опускает нос.

Для разворота по курсу (влево-вправо) ручку управления необходимо повернуть против часовой стрелки. При перемещении левой ручки управления включаются реактивные двигатели, которые разгоняют или тормозят корабль, а также происходит перемещение корабля в боковом направлении

При сближении с другим кораблем космонавт использует режим «зависания» и выравнивает скорости кораблей. Расстояние между кораблями и их скорость он определяет визуально и контролирует по приборам.

Выполняя ориентацию вручную, космонавт использует оптический визир — устройство, позволяющее наблюдать одновременно поверхность Земли и горизонт, следить за другими космическими объектами, проводить ориентацию солнечных батарей на Солнце для выработки электрической энергии.

Ручное управление кораблем требует определенных навыков, опыта. Лучше всего с этой задачей справляются летчики. Не случайно, что именно они назначаются командирами кораблей.

На воздушных парадах мы восхищаемся мастерами группового высшего пилотажа. Такое мастерство достигается постоянными тренировками. Здесь нужна, что называется, «ювелирная работа».

То же относится и к маневрам сближения космических кораблей вручную: их способны выполнять летчики, имеющие определенные навыки, большой опыт групповых полетов. Прежде чем отправиться в полет, космонавты регулярно совершают полеты на истребителях, занимаются на тренажерах.

Человек легко ориентируется на Земле, летчик определяет свое местонахождение в воздухе визуально с помощью наземных ориентиров или приборов. А как же ориентируется космонавт в безбрежном просторе космоса? Ведь положение корабля в пространстве может быть самым различным. Он может вращаться, лететь боком или «вверх тормашками». С тех пор как выключается двигатель последней ступени и корабль отделяется, в кабине исчезают понятия «низ», «верх», «пол», «потолок». Не глядя в иллюминатор, нельзя определить, в какой стороне находится Земля.

Посмотрим, как в первом своем полете ориентировал корабль В. Шаталов.

...Тринадцатый виток. Согласно программе полета Шаталову предстояло вручную сориентировать корабль в пространстве так, как это делается на предпосадочном витке, — соплом по вектору скорости.

Космонавт внимательно проверил бортовые системы и аппаратуру: попеременно нажимая на клавиши командно-сигнального устройства, проследил за экраном комбинированного электронного индикатора, беглым привычным взглядом окинул приборную доску.

Затем он посмотрел в иллюминаторы. Земля — сверху, Солнце — внизу, слева. Корабль же нужно сориентировать таким образом, чтобы Земля была внизу — так, как мы привыкли видеть ее с борта пассажирского лайнера.

Перемещая правую ручку управления на себя, он заставил корабль плавно, с небольшой угловой скоростью, вращаться в плоскости тангажа, вокруг поперечной оси На приборной доске вспыхнул пунцовый транспарант: «Сопла ДО»: заработали крошечные бортовые двигатели ориентации. Корабль, вздымая нос, плавно, как бы нехотя, начал поворот. Большое круглое светлое пятно — Земля — стало поворачиваться. И вот оно уже заполнило весь экран оптического визира — ориентатора космонавта. Теперь Земля была внизу, но ее горизонт расположился несколько несимметрично относительно центрального поля зрения. Значит, нужно сориентировать корабль по крену и курсу. Владимир отклонил ручку влево — убрал крен, i горизонт стал симметричен. Затем Шаталов начал вращать ручку против часовой стрелки — корабль послушно стал разворачиваться по курсу.

Вот теперь он уже ориентирован в трех плоскостях, летит кормой вперед, и Земля все время как будто стремится убежать от него, но не может.

Б. НОЛЕСОВ, инженер

4