Юный техник 1970-02, страница 18

Юный техник 1970-02, страница 18

НЕПТУНИАДА

ш

В. ДОРОФЕЕВА

^ ГГ- J

Главы из дону ментальной повести

«Барахлит зажигалка» — эти слова были произнесены в тот день трижды.

Сначала в длинном коридоре института ко мне подошел плотно сбитый, лет сорока человек и попросил «огонька». Возвращая спички, он, словно оправдываясь, произнес: «Барахлит зажигалка».

Потом девушка-лаборантка, наблюдавшая за работой приборов, удовлетворенно сообщила своим подругам: «У Константина Константиновича барахлит зажигалка».

И наконец, в кабинете Богданова, где Владимир Васильевич вместе с моим знакомым просматривал ленты кардиограммы, руководитель инженерной группы сказал:

— Костя, опять у. тебя барахлит зажигалка.

— А что, очень заметно?

— Да вот, посмотри сам. — И Богданов показал на ленту кардиографа, где перья самописцев поработали особенно интенсивно.

— Да, сработали приборчик на мою голову. Ничего не скроешь, все расскажет. Не малая телеметрия, а какая-то бабка-сплетница.

Небольшой, чуть поменьше транзисторного приемника, изящный прибор «Нептун», поблескивая своими полированными боками, лежал на столе. Оказывается, во время его опробования Константин Константинович Щербаков попросил у меня спички, и это сразу же было зафиксировано прибором.

Сегодня выражение «малая телеметрия» еще не вошло в быт космонавтов и врачей. Это пока завтрашний день космической медицины. Но мало ли мы знаем примеров, когда «туманное завтра» необычайно быстро превращается в «осязаемое сегодня».

Человек вышел в открытый космос. Он делает лишь первые робкие шаги. И с кораблем его связывает пока еще фал, в сердцевине которого запрятаны жилы многочисленных проводов. Этим фалом, как пуповиной, космонавт привязан к кораблю. По проводам идут сигналы от многочисленных датчиков, укрепленных на космонавте, на радиостанцию корабля, чтобы, трансформировавшись в радиоволны, передать на Землю врачам весть о самочувствии астролетчика. Но ведь не всегда человек будет привязан к кораблю, пусть гибким и необычайно маневренным, тросом. Большое удаление от корабля, которого потребуют строительные работы в космосе; высадка и исследование других планет; и, наконец, рейсы огромных космических лайнеров, где члены экипажа не будут «собраны» в одном отсеке, а врачу необходимо будет контролировать их самочувствие. Вот тут-то и придет на помощь медикам «малая телеметрия» — «Нептун».

Прибор этот, с помощью которого стало возможным проведение периодического обследования и контроль за состоянием экипажа в длительном космическом поле-

Современные приборы позволяют врачам точно узнать, как чувствует себя организм. На снимках: космонавты Б. В. Волынов, А. С. Елисеев на тренировках.

16