Юный техник 1970-02, страница 20

Юный техник 1970-02, страница 20

навт будет активно двигаться? Обычные электроды не годятся: велики, не надежно крепятся. Миниатюрность, надежность и комфорт — три жестких условия, три кита, которые «выросли» перед Богдановым и его подчиненными. Сначала датчики решили делать из электропроводящей пасты. Миниатюрность есть, комфорт, относительный правда, тоже. Нет надежности. Паста стойка до первого душа.

Попробовали клеевые пленки. Надежность есть, габариты подходящие, но какой может быть комфорт, если пленка стягивает кожу? Перепробовали десятки вариантов.

Увы, датчики явно не хотели «взбираться» на своих трех китов...

Ночные бдения в лаборатории не давали никаких результатов. А за окном гуляло лето. Кто-то из техников на ночь оставил открытой форточку, и тополиный пух к утру облепил только что выкрашенный прибор солидной седой бородой. Костя Щербаков обзванивал все лаборатории в поисках электробритвы, «чтобы побрить прибор». В доме напротив томно стонала радиола: «Мы с тобой два берега у одной реки...» Датчики не получались.

— Хватит! Всем отдыхать. Сегодня суббота. Едем на пляж. В лаборатории чтоб ни души...

Сейчас уже Богданов не помнит, от кого он услышал в тот день на пляже фразу: «Прилип как смола...» Кажется, это был мальчишка, восторженно бегавший наперегонки со щенком вдоль берега. Владимир Васильевич быстро натянул брюки, рубашку и в незашнурованных туфлях пошел к воде, где Щербаков показывал ребятам класс ныряния.

«Костя, смола!»

Вечером они сидели в лаборатории. Кто-то из ребят поехал за справочником домой. Кто-то по телефону пытался разыскать приятеля из института химической физики.

Через неделю разноцветные облатки лежали у Богданова на столе. Кажется, получилось. Испытывали новые датчики Богданов и Щербаков иа себе. Обклеились ими и так ходили. Мылись, спали. Жена Богданова сначала с некоторым страхом взирала на эти разноцветные наклейки:

— Опять какие-то фокусы.

— Не бойся, не взрывается.

Одно плохо — лето пропало, неудобно было в таком виде появляться на пляже.

Первую неделю вместо обычного «здравствуйте» все члены инженерной группы по утрам приветствовали Богданова и Щербакова так: «Не отклеились, держатся?» Потом спрашивать перестали. Датчики держались больше месяца. Они бы выдержали и несколько лет. Но Щербаков и Владимир Васильевич сняли их сами. Успех был налицо, не стоило продолжать испытания.

Сейчас «Нептун» лежит на столе у Богданова, матово поблескивая своими пластмассовыми боками. В лаборатории члены инженерной группы колдуют над ним, пытаясь «втиснуть» прибор в спичечную коробку. А я вспоминаю изящный дозиметр, латунный карандаш, чуть потолще авторучки, — прибор, который несколько лет назад мне подарили на память. На нем выбита схема ядра водорода — это эмблема атомохода «Ленин». Как знать, может быть, через несколько лет у членов экипажа космических кораблей из нагрудного кармана будут торчать приборы, по внешнему виду похожие на нечто среднее между авторучкой и толстенным шариковым карандашом, на боку которого будет изящно выгравировано слово «Нептун». Как знать...

А пока, если вы будете в институте и попадете на «богдановский» этаж, к вам в коридоре может подойти мужчина лет сорока, попросить огонька прикурить, и после слов благодарности вы услышите оправдывающееся: «Барахлит зажигалка».

Со стола исследователя_

9 Звук улавливает пыль — по таному принципу работает установна, изготовленная на руднике «Кварцитный» Бакальского рудоуправления. Сначала загрязненный воздух вентилятором загоняют в цинлон, где его очищают от грубой пыли. Затем — в первую намеру озвучивания. Мощное акустическое поле за тысячную долю сенунды бешено разгоняет частицы и бьет их друг о друга. Из невидимых нрупиц — они меньше 10 минрон — вознинают в 20 раз большие хлопья.

Затем — снова цннлои. Под действием центробежных сил часть хлопьев оседает на его стеннах. А воздух идет в следующую намеру озвучивания, где вовсю «разоряется» динамический звуковой генератор. Здесь воздух очищается окончательно. Хлопья пыли осаждают в специальном лабирикте намеры, иоторая наполнена водой. «Озвученный» воздух выходит в атмосферу подземной выработки.

18