Юный техник 1970-04, страница 49

Юный техник 1970-04, страница 49

Владимир Ильич нетерпеливо ожидал отчета о собрании и текстов приняты; резолюций, которые большей частью и служили темой для его ночных статей

По распоряжению Владимира Ильича я звонил в Вольно-Экономическое общество, где происходили заседания овета, и справлялся у кого-либо из товарищей-корреспондентов о ходе прений.

Простыми, но ярко ироническими слс вами отзывался Владимир Ильич о своих противниках, и эта мудрая и язвительная ирония освещала все его статьи по поводу протекавших в Совете дебатов. .

Часто сюда, в типографию, забегал растрепанный, растерянный и всегда в чем-то виноватый председатель первого Совета Хрусталев-Носарь

Его рассказы и объяснения Владимир Илы.ч выслушивал с видом врача, изучающего беспокойного и психически неустойчивого пациента.

Устремит на него Владимир Ильич свой прице яьный глаз и точно рентгеновским лучом просвечивает собеседник!. Обрывает его запыхавшуюся речь... Ленин уже все понял и все узнал: «Нечего больше рассказывать, товарищ Носарь!» Или:

— Ь»то, товарищ, не рабочие сказали Это не их резолюция! Это — дело рук представителей ваших демократических союзов — этих антиреволюционных ■-pyrin, которым интересы революции 1уждьт

Известно, что в состав первого Совета рабочих депутатов союзы инженеров, адвокатов и проч. посылали своих делегатов

Помощник присяжного поверенного Хрусталев-Носарь жался и ерзал, выслушивал строгие, ясные, всегда уточненные и краткие определения и указанна Ленина С тою же растерянностью, с какой обычно Хрусталев влетал в типографскую конторку к Владимиру Ильичу, суетливый и подавленный, он убегал.

А у Владимира Ильича еще суровее супились бровр еще глуб ке прятался всевидящий глаз, и он порывисто и нервно брался за перо:

— Попросите оставить на дежурстве двуу-трех товарищей наборщиков. Будет еще материал!

Перо его быстро и яервно скользило по бумаге Третий час ночи

* * *

В первые дни выхода газеты я принес Ильичу кучу корректурных гранок..

На ( ной из них он задержал свое внимание и вслух прочитал:

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь

Наша сила, наша воля, наша власть!

На борьбу вы, как на праздник, снаряжайтесь, —

Кто не с нрми — тот наш враг, тот должел пасть!» ■

Улы [улся:

— Mi скии! — прочел Ильич подпись... — Минский?! «Наша сила, наша воля, лаша власть!» Гм... Хороша Маша, да не наша!..

Не знаю, к кому отлеоилиеь эти слова непосредственно ли к Мгнскому или к той «силе и вл; сти», которую этот неожиданный, кратковременный редактор называл «нашей», будучи мечыче всего способен принять участие в празднике пролетарской борьбы.

* * *

Быстро разворачивались декабрьские сооытия. Совет рабочих депутатов висел на волоске. Охранка готовилась к разгону его.

В Моспве накипало вооруженное восстание. Ширились рабочие протесты против действий царского правительства, шли забастовки, запахло порохом гражданской войны,

■Хрусталев-Носарь Г. С. — помонтник присяжного поверенного, председатель Петербургского Совета раоочих депутатов.

48