Юный техник 1970-05, страница 45

Юный техник 1970-05, страница 45

ГРЕЕТ, А НЕ СВЕТИТ

ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ

ЕДУТ ПОЖАРНЫЕ

Первое, что бросается в глаза на старинном рисунке, — характерные очертания лампового стекла. Оно имеет свою историю, первую строку которой написал гениальный Леонардо да Винчи. Это он в 1480 году установил для увеличения тяги над фитилем жестяную трубу. Спустя 276 лет один парижсний аптекарь заменил жесть цилиндром из стекла. Еще через 33 года догадались опустить стенло вниз, так, что оно прикрыло все пламя.

Триста с лишним лет потребовалось, чтобы придумать одно тольно ламповое стекло, и еще многие годы, чтобы остановить выбор на наиболее рациональной форме его. Так сколько же времени ушло на изобретение самой керосиновой лампы? Точно никто этого не снажет. Наши пещерные предки довольствовались плошками с горящим жиром; в Древнем Риме уже были изящные масляные лампы с фитилями. А керосиновая лампа не что ииое, как прямая наследница масляной. И богатая притом: от масляной лампы ей остались и стекло, и фитиль, и кое-какие другие удачные находки, родившиеся в результате многовекового использования. Не так уж, видно, просто было до них додуматься, если история сохранила до нас даже даты изобретений плоского (1783 г.) и кольцеобразного (1790 г.) фитилей; до этого же в течение многих столетий они были круглыми — веревки, да и тольио.

Но вот в 1836 году в Баку начал действовать завод, где из нефти получали соляровое масло и неросин. А в середине того же столетия польский фармацевт Игнаци Лукасевич (о нем мы уже рассказывали: см. «ЮТ» Na 5 за 1969 г.) создает первую иеросиковую лампу. Ее окончательная конструкция сложилась и началу 80-х годов. И тут же ока была вынуждена потесниться, уступая место электрическому свету.

Тогда ито-то додумался: дать лампе жизнь в новом качестве — пусть оиа не светит, а греет! Так появились печки, которые вы видите.

Однано электричество самым неожиданным образом подставило подножну и чудо-печи. Угольные нити электрических лампочеи заменили на более экономичные метал-личесние. Крупные тепловые элеитростаиции Америки были вынуждены очень сильно сократить производство не находившей покупателя энергии. И чтобы паровые нотлы не оставались без работы, владельцы станций решили попутно торговать теплом. В городских домах появились батареи центрального отопления. Печам, в том числе и керосиновым, пришлось отступить.

Самой выразительной подписью к нижнему снимку, пожалуй, будут такие слова его современника: «Там, где дешев фураж и наемная плата за помещение, лошадь не вытесняется автомобилем, им пользуются лишь в исключительных случаях, например в пожарных командах». Дальше можно прочесть, что если пожары случаются не часто, то автомобили даже выгоднее, чем лошади, — они едят бензии лишь когда работают, а конь без овса и дня не обходится.

Пожарные старательно позируют фотографу. Вот-вот раздастся сигнал, и помчится по городу, пугая прохожих звоном, диковинная автоколонна, где машина соседствует... с велосипедом. И пока седоки переднего автомобиля будут пристально вглядываться вперед, разыскивая клубы дыма, иа последнем экипаже экстренно... разводят пары. Потому что это похожее на самовар на колесах сооружение не что иное, как паровой насос, и нужно успеть растопить котел, пока команда мчится на пожар. И последнее, о чем надо сказать, — этот снимок сделан в начале нашего века.