Юный техник 1971-02, страница 12

Юный техник 1971-02, страница 12

ЗА

ЗЕРКАЛОМ ВСЕЛЕННОЙ

0. БОРИСОВ

Антимир .. Сознаемся, мы уже привыкли к этому слову. Привыкли, хотя не имеем на это никакого права. Отражающее лишь чисто физический смысл, оно в последние годы все чаще встречается на лесенках поэтических ,строф и страницах фантастических ооманов, но... почти никогда в лексиконе физиков. Это могло показаться странным, если бы не два обстоятельства. С одной стороны, и сегодня едва ли не большая часть ученых в существовании антилюдей, антипланет, антивселенной решительно сомневается. Ну, а те из физиков, кто эту возможность все-таки допускает, слишком серьезны, чтобы, подобно фантастам, так же часто, походя жонглировать понятием, которое, может быть, вместо реальной действительности отражает лишь красивую легенду.

Несмотря на новые поразительные результаты исследований ленинградских астрофизиков, нельзя быть уверенным ни в существовании антимира, ни в обратном. Однако события вокруг этой любопытнейшей космологической гроблемы развиваются быстро, и читателю, надо думать, будет интересно за ними проследить.

Но сначала — что мы имели в виду, когда сказали о «нов ы х» результатах ленинградских ученых? Да то, что о «с т а -р ы х» вы знаете из статьи «Несколько шагов в бесконечность», опубликованной в 9-м номере «ЮТ» за 1969 год.

Напомним коротко ситуацию, сложившуюся к настоящему времени в дискуссии о возможности существования антимира.

АНТИМИР: РОДОСЛОВНАЯ

Этот математический заряд был выпущен в 1928 году, но прошло четыре года, прежде чем сгусток теоретической мысли взорвался, а осколки следствий потрясли сознание исследователей. Случилось же следующее Совсем молодой тогда английский физик Пол Дирак получил уравнение, от котеро-о и сам поначалу готов был отказаться. В самом деле, из него следовало, что у каждой частицы должна быть... античастица! И в частности,, из формулы вытекало, что в природе должен быть положительный электрон. Мистика госпожи математики? Отнюдь. В 1932 году в составе космических лучей гипотетическую частицу открывает американский ученый Андерсон. Он дал ей имя «позитрон».

Но прошло еще двадцать четыре года, прежде чем идея Дирака получипа новое подтверждение — в 1956 году были открыты антинейтрон и антипротон. С тех пор частицы с приставкой «анти» посыпались как из рога изобилия. И оказалось, что, за исключением знака заряда, они обладают абсолютно теми же свойствами, что и их партнеры.

Стал естественным вопрос: а не могут ли античастицы вступать в устойчивый союз. образуя антиядра, а затем и антиатомы? Ответ был дан в 1965 году на мощном ускорителе в Брукхейвене. Здесь была получена комбинация 1 антипротон +1 антинейтрон, то есть родилось ядро антиво-дорода-2. Его назвали антидейтроиом.

Но почему не предположить, рассудили далее исследователи, что антиядра «разрешат» окружать себя антиэлектронами (позитронами)? И тогда... О, тогда возникнет первое звено цепочки, за которую недолго вытянуть и антивещество.

Авторами очередной сенсации стали советские физики. Недавно на гигантском ускорителе под Серпуховом они получили 5 ядер антигелчя-31

Да, челоьек научился создавать антиве-щесгхо искусственно. Но может ли, вернее могла ли, то же самое сделать природа?

С тех пор как выяснилось, что каждой частице соответствует ее антипартнер, стало ясно, что в микромире царствует закон симметрии. И тогда же возникла мысль: что, если этот фундаментальный принцип присущ не только миру невидимого? То есть если, условно говоря, нас окружает мир из обычного вещества, то почему не предположить, что где-то «по ту сторону» мироздания симметрично расположился мир другого сорта? Во всяком случае, представлениям о том, существует ли ре

10