Юный техник 1971-02, страница 24

Юный техник 1971-02, страница 24

— Эти мощные вентиляторы, — показывает Э. Евстафьева, — гонят воздух в систему кондиционирования. Сначала он проходит через фильтры, где очищается. Затем в увлажнителе под проливным дождем, в облаках водяной пыли увлажняется. И в последней камере, пройдя через ряды трубок, по которым течет горячая или холодная вида, приобретает температуру -+ 12° А дальше расходится по комнатам.

То, что мы увидели, — это главна л система микроклимата. Кроме того, в каждой комнате есть свой кондиционер-доводчик. Это ящик, напоминающий длинную тумбу для телевизора. В верхней крышке решетка Отсюда выходит струя теплого воздуха В той комнате, в которую мы зашли, термометр показывал + 22°.

— Однако здесь довольно жарко

— А какая вам нравится температура?

— Градусов восемнадцать-девятна-дцать

— Пожалуйста, поверните ручку.

Мы сняли переднюю деревянную

стенку — как просто устроен кондиционер. Несколько рядов трубок, по которым течет вода из хладоцентра. Ее температура меняется в зависимости от погоды. Если на улице —30°, то она должна быть naipera до +105°, а если на улице +10°, то достаточно +49°.

В кондиционере по трубкам течет холодная или горячая вода. По существу, регулятор — простой кран, которым регулируется подача холодной и горячей воды. Доводчик подает в помещение не только свежий воздух. Он захватывает и часть воздуха, находящегося в помещении, нагревает его и, смешивая со свежим, возьращает обратно. Излишки выбрасываются через вытяжку

В коюидоре Элла Давыдовна показала мне решетки, вделанные в стену под самым потолком.

— Вентиляционные отверстия?

— Вентиляция включается только в случае появления дыма. На каждом этаже в коридорах крепятся изотопные датчики. При повышении в "воздухе содержания дыма или пыли на пульт сигнализации поступает сигнал от соответствующего датчика — загорается световое табло с цифрой этажа, и раздается звонок. Одновременно автоматически открываются заслонки в вентиляционных отверстиях, которые вы видели, и через них из коридора выкачивается воздух Помимо этого, включаются вентиляторы, которые подают воздух на лестничные клетки В результате разности давлений двери из ко

22

ридоров на лестничные клетки закрываются, и дым не может проникнуть на лестницы. Люди успеют выйти в случае пожара.

Прежде всего сигнал подается на пульт того дома, где загорелось. Это обычная комната министерства, у стены знакомый нам кондиционер-доводчик. Только вместо столов пульт: перья самопишущих приборов вычерчивают кривые линии, вспыхивают табло.

— На местном диспетчерском пункте поддерживаются и контролируются все параметры воды и воздуха, идущих по трубам, — говорит старший мастер Корнев. — Световое табло показывает, какие агрегаты в доме работают, а какие отключены. Мы постоянно следим за температурой в кабинетах здания В комнатах, климат которых дает представ пение о целой группе помещений, стоят температурные датчики. Достаточно поверну гь рукоятку, и вот вам показания десятка термометров.

Корнев защелкал рукояткой, стрелка закачалась вдоль шкалы: 20°, 21,5°, 19°, 20°... За минуту можно «обежать» все комнагы.

Элла Давыдовна выразительно посмотрела на часы: «Мы ходим уже около пяти часов, а еще не дошли до центрального диспетчерского пункта »

Если сотни километров труб — артерии гигантского завода «Проспект Кали нина», то пульт управления — его мозг. Сюда стекается информация о работе всех агрегатов систем. И отсюда электронная вычислительная машина в соответствии с заданием командует заводом.

Например, первая программа: вклю чить все кондиционеры. В будние дни для административных зданий она подается в 6 час. утра, а в воскресенье — в 12 ночи Кондиционеры предприятий бытового обслуживания в соответствии с программой включаются в разное время — в зависимости от того, когда они начинают работать.

Главный пульт управления смонтирован не до конца. В центре перед креслом оператора собирают мнемоническую схему — можно сказать, карту завода, внутри пульта возятся наладчики. Совсем не просто пустить такую сл< жную систему управления.

В последний раз поднимаюсь я по лестнице и выхожу на проспект Калинина. Время близится к полуночи проспект затихает. А ссвсем рядом, в каких-нибудь десяти шах ах подо мной, на заводе воздуха готовятся к следующему рабочему дню.

Эд. ДИКОВ, инженер