Юный техник 1971-03, страница 6

Юный техник 1971-03, страница 6

го звена на все — от забот августовских, когда под будущий посев сахарной свеклы вносят удобрения, до уборочной горячки следующего года, когда урожай сплошным потоком пойдет на сахарные заводы? Решить сомнение мог лишь опыт. Поэтому первое механизированное свекловичное звено колхоза возглавил инициатор — Иван Никитович.

Четыре механизатора да четырнадцать работниц. И 66 га добротной винницкой земли.

И вот начался свекловичный марафон. Объединились люди с различным опытом, с несхожими характерами, привычками. Капризы погоды, поломки машин, недостаток запасных частей, вольные и невольные ошибки — на них проверялась сила, устремленность коллектива. И разумеется, труднее всех приходилось Ивану Никитовичу. Он водил трактор. Он организовывал людей, учил, поддерживал их в сложные минуты.

И победа пришла. В 1962 году с каждого гектара они собрали на 36 ц сладких корней больше, чем в среднем по колхозу.

То же произошло в 1963 году, в 1964-м. Короче, последние восемь лет, несмотря на увеличение их «владений» втрое, они постоянно превышали общеколхозную урожайность сахарной свеклы.

Сегодня в нашем колхозе большинство сельскохозяйственных работ механизировано на сто процентов. Скажем, уборка сахарной свеклы. Сколько раньше с ней было хлопот! Корни подкапывали, вытягивали из земли, складывали в бурты, очищали, и все вручную. Три последних года в колхозе внедрен поточно-перевалочный способ уборки. Теперь с этой работой справляемся за 40 дней, а недавно тратили 70.

Однако Ивану Никитовичу было мало добиться урожая. Поднимаясь ступеньками мастерства, он понял: в крестьянском деле роль играет не только количество. Горы выращенной сахарной свеклы хороши, если они дешево стоят. Вот почему с первого шага на свекловичной ниве Пасечника заботили и центнеры, и их себестоимость.

Как же сделать, чтобы поле рожало отменно, а затраты были невелики? Выход один: все делать качественно и быстро. Человек, машина обязаны работать производительнее — тогда с пахотой справится не три, а два агрегата.

Иван Никитович много раз подмечал, насколько легче дается работа, если агрегат работает как часы. Заедающий рычаг, сломавшаяся деталь заставляют механиза

тора нервничать, резко снижают скорость движения, ухудшают качество операции.

Отсюда вытекал главный залог высокой производительности — умение, помноженное на особую тщательность ухода за техникой. И результат не заставил ждать. Уже в 1962 году центнер свеклы, выращенный Пасечником, его товарищами, обошелся дешевле, чем в среднем по хозяйству.

Следующий шаг в этом же направлении — рационализация. Например, свеклоуборочный комбайн КС-3. Всем он хорош. А наступит время заменить наполненный прицеп для срезанной ботвы пустым — и надолго останавливайся в поле. Или еще закавыка с прицепом. Загружающий его комбайновый транспортер подает ботву исключительно в переднюю часть кузова. Вот и приходится ставить в прицеп человека, чтобы он вилами раскидывал растущую на глазах кучу.

Над улучшением комбайна думали всем звеном. И добились. В первом случае с помощью швеллера, троса и крюков смастерили полуавтоматическую сцепку; то, что требовало многих минут, стало занимать секунды. Во втором случае выручили две вращающиеся лопасти и лист железа. Их укрепили на верхнем конце транспортера, после чего ботва потекла равномерно во все углы прицепа.

Не раз еще смекалка помогала Пасечнику, его друзьям по звену. Опираясь на нее, они улучшали серийную технику, внедряли передовой метод уборки. Иван Никитович Пасечник стал одним из лучших свекловодов Винницкой области — «сахарного Донбасса» страны.

Иван Никитович Пасечник редко надевает парадный костюм, на лацкане которого горят орден Ленина и флажок депутата Верховного Совета СССР. Он спешит перевести разговор, если речь заходит о личных успехах. Смущенно улыбается, когда говорят, как мало у нас в стране звеньев, с чьих плантаций за восемь лет было бы отправлено почти 9 тыс. трехтонных грузовиков, доверху груженных свеклой. Он сердится: ничего необычного ни он, ни его товарищи по работе не совершали. Просто они делают свое крестьянское дело.

Что же, согласимся с Иваном Никитовичем. И добавим: именно такие люди, как он, — главная сила сегодняшнего сельского хозяйства.

В. ГОЛЬДМАН, наш спец. но pp.

*