Юный техник 1971-05, страница 21

Юный техник 1971-05, страница 21

реактивный принцип. Турбобуры, образующие головку устройства, вращаясь в одну сторону за счет реактивных сил, заставляют всю систему вращаться в другую.

На сегодня реактивный бур — самое совершенное устройство в горнопроходческой технике. Им предполагается пробурить шахту рекордной глубины — 15 км. Сможет ли этот бур спуститься глубже? По-видимому, без существенных изменений в конструкции — нет. Если спустить его ниже, то, кроме самого бура, на трос будет действовать и его собственный вес. Трос не выдержит собственной тяжести и лопнет... Такова судьба всех механизмов, которые дерзнут совершить путешествие в глубь Земли на привязи.

Инженеров давно интересуют автономные землепроходческие конструкции. Немало лет, например, было отдано попытке создания «механического крота», который, подобно настоящему, грыз бы острыми зубами грунт, разрыхляя его и утрамбовывая по стенкам шахты. Чтобы подсмотреть, как все это делает настоящий крот, пришлось ставить рентгеновский аппарат и с его помощью наблюдать за зверьком, роющим ходы в ящике с землей. Но скорость проходки, действующей на этом принципе модели, оказалась невелика — всего 10 м/час.

Еще одна модель в корне отличается от всех описанных устройств — это ракета генерал-майора М. И. Циферова.

— Обычная морская пушка, — говорит Михаил Иванович, — при выстреле развивает мощность более миллиона лошадиных сил. Пушка, если ее рассматривать как машину, обладает ничтожно малым весом и габаритами на единицу мощности, и всю ее энергию легко сфокусировать на небольшую площадь.

О такой пушке, разрушающей породы, М. И. Циферов мечтал всю войну. А когда она кончилась, засел за чертежи и расчеты. За год он получил семь авторских свидетельств на изобретение различных модификаций пушки^бура. И вот весной 1948 года наконец опробовали первую модель. Все ее основные детали были взяты от скорострельной авиационной пушки. В ствол ввернули на резьбе стальную пробку с тонким, как иголка, отверстием. Все собравшиеся закрыли уши. Михаил Иванович включил пусковое устройство. Выстрела не последовало. Из жерла пушки с шипением вырвался узкий луч раскаленных газов и, как нож масло, разрезал образцы каменных пород. Давление в стволе достигло 3 тыс. атм. Вот оно, новое, незатупляющееся и не боящееся самых твердых пород газовое долото.

Как же выглядит бур М. И. Циферова, новая действующая модель которого была не так давно испытана? Это полностью автономная ракета, начиненная высокоэффективным твердым топливом. Ее ставят вертикально на небольшом стартовом устройстве. По радио подают команду. Воспламеняется порох, и из узких щелей — дюз — вырываются газовые лезвия. Ракета начинает бешено вращаться и сверлить землю. Вот она погрузилась в вырытую скважину. Вместо нее виден уже лишь один фонтан земли, вылетающий наружу вместе с отработавшими газами. Скорость бура — 1 км/ч ас. Через час топливо кончится. Останется только заряд для самоэвакуации. Выключаются дюзы, предназначенные для толкания ракеты в глубину, и она «вынырнет» наружу. Теперь вглубь уйдет другая ракета, а эту перезарядят.

Быть может, именно на основе изобретения генерал-майора Циферова со временем будет создан и самый мощный и производительный экскаватор с «газовой лопатой», чудо-землекоп, способный не дробить, а рыть камень с такой же легкостью, как сегодняшние механизмы — землю.