Юный техник 1971-09, страница 9

Юный техник 1971-09, страница 9

слишком короткий период истории вселенной, чтобы ученые могли проникнуть в тайны ее прошлого. Найти же возможность проникнуть в древность—поистине мечта астрофизиков. И вот почему.

Прошло уже несколько десятилетий, как открыты космические лучи, но и сегодня секрет их происхождения во многом не разгадан. Некоторые ученые, в том числе советский академик В. JI. Гинзбург, считают, что основным источником космических лучей являются именно Сверхновые. Но как доказать это?

Несколько лет назад академик Б. П. Константинов и старший научный сотрудник Ленинградского физико-технического института АН СССР Г. Е. Коча-ров пришли к выводу, что гамма-излучение, возникающее при вспышке Сверхновой, достигая атмосферы Земли и взаимодействуя с ее атомами, будет обязательно рождать нейтроны. Нейтроны должны поглощаться атомами азота, что и приведет к образованию в воздухе радиоактивного изотопа углерода С14. Таким образом, если при вспышке Сверхновой звезды образуется достаточное количество гамма-квантов (они понесутся к Земле со скоростью света), то в соответствующем кольце дерева1 должна запечатлеться информация, которая расскажет нам о дате и силе катастрофы.

Но это не все. Чудовищный взрыв звезды выплеснет в пространство Галактики и мощные потоки заряженных частиц — космические лучи, которые позже, чем гамма-кванты, но также достигнут земной атмосферы и повысят в ней концентрацию С14. Получается, что вспышка должна дважды дать знать о себе. И обе эти волны, докатившиеся к нам из бездны, дерево аккуратно запомнит. Таким образом, если даты вспышек Сверхновых звезд и периоды повышения концентрации радиоуглерода в соответствующих кольцах лесных старожилов совпадут, будет впервые надежно установлено, что космические лучи действительно рождаются во время этих бурных космических событий.

Чуть больше трех лет назад ученый мир всколыхнуло открытие таинственных радиосигналов, с точностью хронометра посылаемых «кем-то» из просторов мироздания. Теперь мы знаем, что мощные радиоимпульсы генерируют пульсары — сверхплотные нейтронные звезды, являющиеся, как теперь полагают, остатками когда-то вспыхнувших Сверхновых. Но как убедиться, что предположение это справедливо?

Вот что рассказывает об этом старший научный сотрудник Физико-технического института Грант Кочаров:

— Пульсар PSR 1929—10, по тео

рии, должен быть остатком Сверхровой, вспыхнувшей примерно шестьдесят тысяч лет назад. Расстояние до нее оценивается в сто Парсек (один парсек — 3,26 светового года). Если расчеты специалистов верны, то интенсивность космических лучей, рожденных при вспышке этой звезды, должна была достигнуть максимума в районе Земли приблизительно пятьдесят тысяч лет назад, после чего медленно, вплоть до наших дней, падать. Причем в максимуме потока лучей скорость образования в атмосфере С14 должна была быть в четыре раза больше, чем сейчас. И вот если удастся подобрать столь древние образцы с точно известным возрастом, то, измерив в них содержание радиоактивного углерода, можно будет многое узнать о том, где родились эти лучи. А по тому, как они путешествовали к Земле, — понять во многом загадочные пока физические свойства межзвездного пространства.

Между прочим, — добавляет Грант Кочаров, — радиоуглерод в кольцах наших сверхпожилых зеленых друзей помог геофизикам «уличить» нашу планету в одном любопытном непостоянстве. Сейчас все больше проясняется, что напряженность магнитного поля Земли — по мере углубления в прошлое — не оставалась одинаковой. Исследования свидетельствуют, что где-то около двух тысяч лет назад наблюдается ее максимум, а примерно шесть тысяч лет назад—минимум. Затем (следуя в прошлое) опять рост. Установлено, что каждый раз по мере возрастания напряженности магнитного поля Земли интенсивность космических лучей в ее окрестностях должна была падать, следовательно, скорость образования С14 в ее атмосфере также должна была уменьшаться. Таким образом, общее количество радиоуглерода в воздушном океане планеты в прошлом не могло оставаться постоянным. И действительно, когда количество радиоуглерода в дендохронологически датированных кольцах деревьев было измерено, не осталось сомнений, что в период минимальной напряженности геомагнитного поля концентрация радиоизотопа углерода достигала максимума. Такая физическая взаимосвязь к настоящему времени прослежена до четвертого тысячелетия до нашей эры включительно.

...Не одно поколение фантастов мечтало на страницах своих произведений о «машине времени». Не кажется ли вам, что, став достоянием науки, эту волшебную миссию выполняет сегодня метод радиоуглеродного анализа)

0. БОРИСОВ

7