Юный техник 1971-10, страница 41

Юный техник 1971-10, страница 41

деленным кругом одних и тех же людей), — тогда можно и не слишком волноваться насчет своего характера.

Если же в работе постоянно придется иметь дело с разными людьми — тогда думайте. Умеете ли вы разговаривать по-разному с разными людьми (независимо от вашего настроения)? Умеете ли вы улыбаться, когда на душе кошки скребут? Умеете ли слушать людей? Если вам трудно сразу ответить на эти вопросы — пока время есть, прикиньте! И не стесняйтесь спрашивать друзей, учителей, родных.

Еще профессии делятся на монотонные и дистонные. Монотонные — где работа однообразна, примерно одно и то же повторяется многократно, непредвиденные ситуации случаются очень редко. Дистонные профессии — те, в которых все время нужно перестраиваться, один день непохож на другой. Здесь требуется больше находчивости, чем твердых навыков. Монотонна, таким образол\ работа сторожа, машинистки, любая работа у конвейера, труд тракториста на пашне водителя локомотива на железной дороге и т. д. Дистонна бывает работа пожарников, врачей «Скорой помощи», журналистов, артистов... Опять-таки нередко трудно различить: скажем, труд учителя — монотонный или дистонный. Да и машинист локомотива возразит: «Смотря какая трасса, есть маршруты, где без конца то тревожно, то спокойно, хоть спи». С другой стороны, не все журналисты ездят по стране, встречаются с интересными людьми и живут каждый день не как вчера. Так что нет четкой границы между монотонными и ди-стонными профессиями Одни — «ужасно монотонные», другие «ужасно дистонные», а третьи — как когда...

А зачем тогда вообще эти понятия?

Во-первых, все-таки ясно: для людей с живым, непоседливым характером, инициативных и общительных всегда трудней и неприятней монотонные специальности в любой сфере деятельности. Наоборот, для людей медлительных и тихих, ровных и спокойных, даже для застенчивых и робких, легче и приятней монотонные виды труда, а дистонные могут стать проклятьем и привести к нервному расстройству.

Во-вторых, здесь есть сложность. Один и тот же труд может оказаться для Иванова монотонным, а для Петрова — дистонным. Представьте себе, что Иванов веселый, общительный, компанейский человек, заядлый болельщик футбола, хоккея, любитель разыграть кого-нибудь, любитель поспорить с кем угодно о чем угодно. А Петров — задумчивый, тихий, любитель побродить по росе в утреннем лесу, посмотреть на рябь глухих озер.. Оба они — сельские шоферы-грузчики. Монотонна их

работа или нет? Наверное, для Иванова дорога через лес и поля — только путь к конечному пункту, у него мысль об одном — доехать без хлопот, лишь бы дорога была везде хороша, не разбита, не размыта. А Петрову уже сам путь — удовольствие, полюбоваться из окна кабины на лес, поле и речки-мостики. Вот и судите, как тут. Забавный опыт был у японских психологов: работницам конвейера они предложили выбрать более монотонную или более дистонную, чем была, работу. Думали, все выберут себе дистонное занятие: надоело же на конвейере повторять одно и то же три тысячи раз в день! Но, к великому изумлению специалистов, все выбрали себе еще более монотонную работу у конвейера. В чем дело? А в том, что работницы очень быстро освоили новые операции до автоматизма, так что даже действовали, не глядя на руки, только на ощупь. И когда у них «руки сами начали работать», они принялись болтать весь день напролет: и про моды, и про женихов, и про цены на рынке, и про все на свете. Иначе говоря, они сами себе устраивали дистонность в тру де — сменой темы разговора и «заводилы» в разговоре!..

Выходит, не всегда можно заранее сказать, какой труд выбрать, нужно хорошо представлять себе не только степень реальной монотонности или дистонности, но и свою личную склонность ко всем условиям данного труда.

А вот еще два признака психологии профессий: редкие и обычные профессии. Здесь не надо специально объяснять: сами слова говорят за себя. Обычные профессии — которыми владеют десятки тысяч, даже миллионы людей. Ну а редкие — это редкие. Зубной техник — обычная профессия, а инженер по стоматологическим машинам — в сотни раз реже. Почему при ходится упоминать такое разделение? Потому что одна из обычнейших ошибок молодежи — стремление к экзотическим, редким, небывалым специальностям. Если строителем быть — так уж верхолазом-высотником! Если на экскаваторе — так уж на гигантском, шагающем! А ведь в таком стремлении немало ненужного самолюбия Человеку хочется отличаться, быть не как все, и самым легким образом: за счет профессии. Можно ведь податься просто в штукатуры, но стать таким редким мастером, что из других городов станут приезжать перенимать опыт. Однако сколько надо упорства, да, пожалуй, врожденных задатков — смекалки, «золотых рук», чтобы вот так отличиться в обычной, всем известной профессии. Отличиться и прославиться за счет своего «я», своего ума, труда и выучки. Это-то не каждый может!..

Нет, совет ясный: когда сами точно не знаете, куда подаваться, нужно выбирать

39