Юный техник 1971-10, страница 42ХИТРОСПЛЕТЕНИЯ ПЕТЕЛЬ Откройте платяной шкаф, переберите свою одежду Вы убедитесь, что чуть ли не половину вашего гардероба составляют вещи, сделанные из трикотажа. Однотонные и разноцветные, мелкой и крупной вязки, с узорами и гладкие свитеры, пуловеры, рубашки, джемперы, кофты, платья, варежки — все это трикотаж. Давайте устроим коротенькую экскурсию на трикотажную фабрику ну хотя бы в город Загорск, что в Московской области. Только прежде заглянем в энциклопедию и узнаем, что там сказано о трикотаже. Ага, вот: «Изделие или полотно, полученное из одной или многих нитей путем образования петель, взаимно переплетающихся между собой». Кажется, очень просто. Действительно, это «переплетение петель» было известно человечеству очень давно. Только раньше единственным орудием, помогающим переплетать их, то есть вязать, были спицы, которые, впрочем, не устарели и по сей день. Правда, с той лишь разницей, что вязание на спицах стало модным увлечением, а основную массу вязаной одежды производят трикотажные фабрики, оснащенные всевозможными машинами. Никакая бабушка со спицами не сможет угнаться за высокопроизводи тельными вязальными машинами. Достаточно сказать, что в час одна машина может связать до шести изделий детского верхнего трикотажа. Теперь представим, что мы уже приехали на трикотажную фабрику. Конечно, обозреть все производство нам не удастся: не хватит времени. Попытаемся проследить процесс изготовления самого обычного детского костюмчика, каких на фабрике производится в день до 11 тысяч. Поможет нам в этом начальник технического отдела Загорской трикотажной фабрики имени Розы Люксембург Эльвира Алексеевна Савина. — Вначале, — говорит Эльвира Алексеевна, — немного о нашей фабрике. Три четверти всех наших изделий — детский трикотаж. Ассортимент его довольно разнообразен: всевозможные костюмчики, джемперы, рейтузы, кофточки для девочек. Вся технология производства механизирована, это позволяет нам выпускать почти четыре миллиона изделий в год. Вы хотите посмот- именно обычные профессии, а не редкие. В конце концов это просто разумней: мастеров обычных профессий много — значит, много накоплено опыта, много есть разных стилей работы, есть, как правило, богатая литература по специальности, возможности учиться и совершенствоваться в тонкости дела. К тому же везде найдется работа, в любом уголке огромной страны. Откровенно говоря, в семейных спорах взрослые чаще именно так и рассуждают, а молодежь возражает: «Не желаю в простые смертные! Хочу в боги!» Совершенно зря. Есть еще деление профессий: проходные и тупиковые. Скажем, возьмите токаря-ме-таллиста. Здесь трудно установить предел совершенствования. Выше разряд — выше оплата, лучше станок тебе доверят, но и все более трудные пойдут детали, разнообразней металлы и чертежи... Токарей высших разрядов в десятки раз меньше, чем низших. И экстра-мастер — это уже инженер токарного дела. Ему сдать экза мены за механический факультет уже не столь трудно. Смотришь, он уже становится конструктором автоматических токарных станков: учит машину делать то, что сам умеет. Вот и гадай: где кончается труд токаря и начинается чисто умственный труд инженера? Это проходная профессия. Иначе говоря, здесь можно без конца повышать свой уровень, здесь лестница вверх практически бесконечна, можно расти и расти. Другое дело, профессия, скажем, машинистки. Предел ясен: блицмашинистка, печатающая на электрической машинке со скоростью 600—700 ударов в минуту. Кстати, в Вене ежегодно идут мировые чемпионаты на скорость печатания, и рекордсмены там развивают на короткий срок скорость в 1200 знаков в минуту. Если тренироваться, можно дойти до этого предела мастерства. Ну а дальше? Здесь многое зависит и от общества. Вот у нас проходят конкурсы шоферов, и трактористов, и стригалей (попробуйте поймать овцу, взвалить на стол, связать, придержать, 40 |