Юный техник 1972-01, страница 29

Юный техник 1972-01, страница 29

са кораблей должны стать самолеты, и продолжали вооружать их орудиями большого калибра. Из-за этого взлетно-посадочная площадка попучапась недостаточной для приема обычных колесных самолетов. Одно время казалось, что проблему можно решить, если использовать гидросамолеты. Такие корабли, переоборудованные из транспортов, назывались гидрокрейсерами

или гидроавиаматками.

Но, во-первых, гидросамолеты во многом уступали колесным, во-вторых, спуск гидросамолета на воду и подъем занимали много времени. Кроме того, гидросамолеты нельзя использовать при волнении бопее трех баллов. Все это и склонило чашу весов в пользу кораблей—носителей колесных самолетов. Уже к 1917 году на некоторых крейсерах оборудуют взлетные площадки с одним-двумя колесными самолетами. И толчком к этому послужила победа самопета, взлетевшего с английского крейсера «Ярмут», над немецким цеппелином в 1917 году.

Сразу же закипела работа по перестройке существовавших линкоров, крейсеров, транспортов и даже пассажирских судов. А спустя несколько Лет авианосцы начинают строить по собственным проектам. Вместо одиночного самолета, некогда ютившегося на папубе и предназначавшегося для защиты от воздушного противника, на корабле размещают десятки специально разработанных самолетов. Авиация становится главным наступательным оружием нового класса кораблей.

В нападении на Пирл-Харбор корабельная авиация впервые показала себя. И хотя в дальнейшем по-разному складывались сражения с участием авианосцев, один американский адмирал как-то в пыпу победы патетически воскликнул: «Его величество

король авианосец!» Он, видимо, забыл о своих потерях, а Япония в эту войну поплатилась двадцатью одним «королем» из двадцати четырех.

Что же представляет собой современный авианосец — это плавающее гнездо воздушных пиратов! Если обычный аэродром занимает площадь в несколько квадратных километров, то в плавающем все ограничено размерами корабля — дпина его палубы в 12—15 раз меньше наземной взлетно-посадочной полосы. И хотя проблема самолет — корабль известна еще с попета Юджина Эпи, нынешним конструкторам приходится труднее — вес самолетов возрос в 100 раз, а взлетная и посадочная скорость — почти в 10.

Вот как устроен один из самых крупных авианосцев «Энтерпрайз». Его водоизмещение 85 ООО т, длина 341 м, а ширина 40,5 м. Взлетают самолеты с носовой части корабля с помощью катапульт. Для этого под палубой проложены два цилиндра длиной немногим более пути разбега самолета. Их поршни соединены с выступающим над палубой челноком, к которому крепится самолет. При открытии стартовых клапанов пар давлением 60— 80 кгс/см2 поступает из парового коппектора в цилиндры. Для выхода челнока в палубе сделана продольная прорезь. В конце цилиндров установлены гидравлические тормоза. В исходное положение челнок возвращается гидравлической системой.

Самолет своим ходом выруливает на катапульту,' тросом его прикрепляют к челноку, а калибровочным кольцом, рассчитанным на разрыв только при определенном натяжении, — к обуху на полетной палубе. При включении катапульты калибровочное кольцо разрывается, самолет разбегается и взлетает, интервал между взлетами не превышает

27