Юный техник 1972-06, страница 70

Юный техник 1972-06, страница 70

гешршш

Пожалуй, нет другого вида искусства, которое было бы так же распространено в русском быту, как резьба по дереву. Тысячи замечательных мастеров оставили нам великолепные работы, но не оставили, к сожалению, своих имен...

Русская изба где-то в верховьях Волги, нли под Архангельском, нли на Новгородчине... Не торопитесь входить во двор — полюбуйтесь сперва резной калиткой. Потом осмотрите дом снаружи: он будто весь резной — конек на крыше, карнизы, наличники окон, крылечко. Вот теперь вытирайте ноги и входите. Попросите показать вам резную прялку, рубель, которым катают белье, колыбель-качалку...

Впрочем, найти сейчас такую нзбу нелегко. Зато почти в любом краеведческом музее вы можете увидеть резное дерево.

Мы уверены: многие из вас захотят попробовать свои силы в резьбе по дереву, вдохнуть вторую жизнь в этот благодатный

материал. Что ж, беритесь за дело. О самом главном мы вам расскажем.

Для работы лучше всего использовать одну из трех пород дерева — сосну, липу, березу. У каждой нз них есть достоинства и недостатки, так что, прежде чем выбирать, определите для себя, какую работу вы будете делать.

Сосна нмеет ярко выраженную фактуру, которая отчетливо проступает сквозь лак на крупных деталях резьбы. Кроме того, сосна легко режется, мягко поддается резцу и ножу. Но вырезать из сосны мелкие детали трудно: она крошится, когда нож или резец идет поперек волокон. Поэтому берите сосну только в том случае, если ваш орнамент будет состоять из крупных элементов.

Липа тоже мягко режется, даже лучше, чем сосна, и позволяет оформлять мелкие детали. Но фактура ее почти не проступает. Значит, используйте липу

66