Юный техник 1972-08, страница 33

Юный техник 1972-08, страница 33

«Такие «статисты» выгоднее обычных, — шутит Брегман. — Не нужно думать, где их разместить, чем кормить, сколько платить. А на заднем плане они вполне сойдут за настоящих богатырей».

Да, после этого штамповка огромных рыбин и маленьких рыбешек для фильма «Земля Санникова» даже нам показалась делом обычным.

Кирпичные стены, изделия из металла, мраморные колонны дворцов — только штампы подавай, вакуум-формовочная машина готова сделать любую имитацию. Такая формовка экономит огромное количество «настоящих» материалов, освобождает от однообразного труда массу людей (кстати, работает в этой мастерской всего-то несколько человек), сокращает время изготовления декораций и реквизита. Заказы приходят не только от мосфильмовцев, но и от многих других студий да и театров страны. Вот какая уважаемая машина. А у входа в мастерскую стоял, поблескивая латами, средневековый рыцарь. И хотя очень хотелось поверить в его «металлическое происхождение», но теперь-то я знал, что он насквозь винипластовый...

В гостях у столяров

Только без соответствующих форм и чудо-машина была бы беспомощна. А делают их в большинстве случаев здешние столяры. Это блестящие профессионалы, способные, кажется, любую вещь повторить в дереве. Причем просьбы к ним сыплются от съемочных групп самые разнообразные. Одним требуются стулья, да не какие-нибудь там, а ничуть не хуже тех, старинных, за которыми гонялись герои знаменитого романа И. Ильфа и Е. Петрова. Для картины «Чиполлино», съемки кото

рой идут полным ходом, нужен гигантский лимузин, да еще на ходу. Столяры, приспособив инвалидную коляску, прилаживают к ней роскошный деревянный кузов. Другие в это время изготавливают всевозможные штампы для формовки, а третьи... На них молятся мастера комбинированной съемки. Здесь, в столярной мастерской, делают небольшие копии жилых домов и дворцов, поездов и автомашин. Несколько месяцев сооружалась точнейшая копия рейхстага для фильма «Освобождение». Сооружалась, чтобы сгореть потом в огне миниатюрного пожара. А как иначе снимешь? Не станешь же поджигать настоящий рейхстаг?

И столяры привыкли к тому, что детищам их рук часто уготована вот такая «тяжелая судьба»: сгореть в пожаре, взорваться, разломаться... Конечно, жалко. Но, как говорится, «искусство требует жертв». Кстати, на то об-

Отличить бутафорсиие ордена от настоящих трудно не тольио на фотографии...

31