Юный техник 1972-08, страница 35рами. Не хватало только главного сокровища — картин великих живописцев. И тут на помощь пришли художники-мос-фильмовцы. За две недели они сделали 43 копии ценнейших полотен! Причем были скопированы не только сюжеты, но и внешний вид картин с выцветшими оттенками красок, с паутинкой трещин. Но копирование картин — лишь немногое из того, чем заняты мосфильмовские живописцы. Рисуют целые интерьеры со столами, креслами, гобеленами, даже статуями. Так полностью на рисованных интерьерах снимался фильм «Сюжет для небольшого рассказа». Как делают... паутину Небольшая комната, видавший виды ручной пресс, какой можно встретить на любом заводе. Но продукция этой мастерской необычна. На стене в строгом порядке развешаны самые различные ордена. Среди них нет ни одного подлинного, но сделаны они так искусно, что их просят даже музеи. Мне показали каталоги орденов — плод более чем двухлетней исследовательской работы местных бутафоров. Может, пяток лет назад тоже штамповали бутафорские ордена из винипласта, но делалось это без всякой системы. И случались даже казусы. На грудь актера, играющего гитлеровца, повесят первый попавшийся крест и отправят на съемочную площадку. Действие фильма развертывается в 1933 году, а крест за взятие Польши в тридцать девятом... Мелочь? Но бывает, что и такая мелочь порождает зрительское недоверие ко всему происходящему на экране. Теперь, с появлением каталогов, таких огрехов не бывает. Работает в этой мастерской удивительный человек. Иван Васильевич Матиец — один из тех, про кого говорят «на все руки мастер». И не удивительно, что занят он не только орденами. Попросили его как-то сделать... паутину. Матиец долго колдовал над всякими смолами, добавлял новые компоненты, нагревал, кипятил, пока, наконец, не повисли в воздухе, застывая на лету, серебристые нити. Так без помощи пауков появилась паутина. Вскоре она сыграла свою первую роль в картине «Дворянское гнездо». Помните, герой фильма Лаврецкий в одном из эпизодов рвет паутину? Он рвал ее и на репетициях, чудо-паутина стойко сопротивлялась и к каждому новому съемочному дублю вновь появлялась в окнах старого дома- Добрые обманщики Есть все-таки нечто парадоксальное в профессии бутафоров. Цель их труда в том, чтобы никто не заметил этой работы. Бутафорские фрукты должны казаться настоящими, столяры обязаны сделать такую искусную деревянную имитацию, скажем, танка, чтобы никто не вспоминал о столярах. Художник обязан так нарисовать небо, чтобы зрителю и в голову не пришло заподозрить съемку в павильонах. Современная бутафория — это целая индустрия подделок, подделок, созданных из самых добрых побуждений. И если об их создателях не вспоминают зрители — для бутафоров это высшая похвала. Значит, все получилось по-настоящему, значит, помогли они в очередной раз кинематографу — искусству, которому эти замечательные люди преданы всей душой. £. ДЕМУШНИН Рис. Р. АВОТИНА Фото В. НИКИТИНА 3 «Юный техник» № 8 33 |