Юный техник 1972-09, страница 71

Юный техник 1972-09, страница 71

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ

НАС

ВЫБИРАЮТ

Памяти брата. Любимым предметом гимназиста Володи Федорова была история. Ей он и собирался посвятить свою жизнь. Но за два года до выпускных экзаменов неожиданно умер брат Владимира — Николай, учившийся в Михайловском артиллерийском училище. Володя очень тяжело переживал потерю. В память о Николае он решил пойти по его стопам — и стал видным советским ученым и конструктором-оружейником, изобретателем автомата. Однако, став одним из ведущих специалистов в своей области, Владимир Федоров не забыл о прежнем увлечении. Многие годы посвятил он истории отечественной артиллерии и написал труд «Военные вопросы «Слова о полку Игореве».

Со сцены — в небо. «Я никогда не думал, что мне придется стать изобретателем парашюта, — писал замечатель-ный русский конструктор Глеб Евгеньевич Котельников. — Мне было 39 лет, я был актером...»

Он, наверное, и остался бы им, не случись несчастья. Авиационные полеты были тогда одним из излюбленных зрелищ. Частым гостем на аэродроме бывал и Котельников. Как-то в воздух поднялся летчик Лев Мациевич.

«Вот его аэроплан уже на высоте больше ста метров... — вспоминал впоследствии Котельников. — Но что случилось? Почему от аэроплана отделилась черная фигурка человека и стремительно полетела вниз? Мы увидели, что потерявший управление самолет падал, перевертываясь в воздухе, как осенний лист. Катастрофа произвела на меня такое тяжелое впечатление, что, выступая, как обычно, вечером в театре, я все время видел страшную картину гибели летчика. «Неужели нельзя уберечь летчика, — думал я, — спасти жизнь человеку, если происходит авария аэроплана?»

И актер принялся изобретать, посвятил свою дальнейшую жизнь авиации.

Врач поневоле. «В уроках его больше всего привлекала математика, — пишет в книге о С. П. Боткине доктор А. Н. Белоголовый, — которая... наиболее соответствовала логическому складу его ума, искавшего уже и тогда в приобретаемых знаниях наибольшей точности и ясности, и любимой его мечтой было посвятить всю жизнь свою занятиям этой наукой. Но судьба решила за него иначе, — когда после трехлетнего пребывания в гансионе Боткин приготовился держать вступительный экзамен в университет, то уже вошло в силу известное постановление императора Николая, имевшее в виду ограничить до минимума число лиц с высшим образованием, и по которому открыт был в университеты свободный доступ

70