Юный техник 1972-11, страница 15

Юный техник 1972-11, страница 15

эксперименты, нужно было разработать технологию процесса, построить аппаратуру. Нужен был коллектив исследователей, потому что время открытий, сделанных одиночками, действительно миновало. Специалист по катализу химик-теоретик В. Грязнов нуждался в помощи технологов, экспериментаторов. Коллектив подобрался быстро.

СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ

Кандидат технических наук В. Смирнов в то время как раз работал иад реакциями дегидрирования Е Институте нефтехимического синтеза. Не удивительно, что он сразу заинтересовался работами Грязнова. Научную работу Виктор Сергеевич Смирнов начал давно — учась в институте. Уже результаты его дипломной работы были запатентованы. Это был опытный и знающий химик-технолог.

Кандидат иаук А. Мищенко в то время кандидатом еще не был. Выпускник МГУ, он еще с института увлекался аппарату-ростроением. Даже не с института, а раньше, с седьмого класса, когда начал ходить в химический кружок при факультете, который потом окончил. Знания химика и руки мастера как нельзя кстати пришлись в работе над открытием.

Л. Иванову увлек идеей поиска сам профессор Грязнов. Она была тогда студенткой-заочницей. Училась, сама преподавала, работала. В. Грязнов ей, пятикурснице, довернл заведование лабораторией.

Четверых объединяла влюбленность в науку, преданность ей.

Лишь один характерный эпизод.

Владимир Михайлович Грязнов вспоминает, как ему, еще

студенту, профессор поручил составить обзор литературы США по одной химической проблеме.

— Но я ие знаю английского, — сказал Грязнов.

— Что значит «не знаю»? — удивился профессор. — Выучите...

Кого-нибудь такая требовательность могла и оттолкнуть от науки. Грязнов через полгода обзор сдал. Язык пришлось выучить.

— Я благодарен своему учителю, — гиворит сейчас Владимир Михайлович. — Он сделал нз меня химика.

Вот этот коллектив и взялся за выяснение — верно ли предположение Грязнова.

Нужно было подобрать соответствующие реакции и исходные продукты. Нужно было научиться находить в составе полученных продуктов те, которые могли образоваться в результате сопряженных реакций. Это было непросто. Вначале этих продуктов были лишь доли процента, и их попросту можно было ие заметить.

Несколько лет велись, да и посейчас продолжаются работы. Всех проблем не перечислить. Оказалось, например, что чистый палладий хорош всем, кроме того, что он от водорода разрушается. Пришлось просить помощи металлургов. Специалисты Института металлургии имени Байкова разработали специальные сплавы на основе палладия, лишенные его плохих качеств.

Нужно было изучить все параметры процесса. Лишь после этого, как говорится, процесс «пошел».

А все-таки, чем же нас привлекают сопряженные реакции? Только тем, что мы нашли возможность использовать пропадавший ранее водород? Так ли уж это важно? Ну уходил бы он, а в реакциях гидри-

13