Юный техник 1972-12, страница 11

Юный техник 1972-12, страница 11

— Какими научными методами вы пользуетесь при этом?

— Прежде чем давать рекомендации, мы вырабатываем критерии профессиональной пригодности. Для этого медик, если можно так выразиться, должен превратиться в инженера-технолога, досконально изучить саму профессию, чтобы знать, с какими трудностями встречается в работе специалист. А дальше изучаются возможности каждого конкретного человека с точки зрения его физиологии. Здесь нам на помощь приходит самая современная медицинская аппаратура— датчики, анализаторы различных физиологических процессов.

— Ну, например...

— Вот несколько лет назад мы стали изучать профессии цирковых гимнастов и акробатов. Сальто и кульбиты выполняются в доли минуты, но за это время в человеческом организме происходит напряженная работа. Включаются в нее различные мышцы, подбрасывающие тело в прыжке. Значит, необходимо рассмотреть возможности этих мышц. Гимнаст должен великолепно ориентироваться в пространстве — и мы тщательно проверяем его вестибулярный аппарат. В головокружительном перевороте он должен «засечь» верную точку приземления — значит, анализируется зрение. От верности его кожных ощущений при соприкосновении с полом ли, с трапецией, с турником зависит очень многое, и наступает очередь так называемого «токтильного анализа»...

— И насколько эффективны в данном случае ваши рекомендации?

— Убедившись в их ценности, теперь без подобных рекомендаций не принимают в цирковое училище. Правда, — профессор

улыбнулся, что-то вспоминая, — было одно исключение, подтвердившее правило. В один из очередных приемов в училище наши специалисты «забраковали» не-, скольких ребят. И надо же такому случиться, что среди них оказалось шесть детей потомственных циркачей. А надо сказать, что таким абитуриентам отдается предпочтение: все-таки ребята с детства знают цирк, можно сказать, выросли в нем, опять-таки традиции семьи да и некоторые способности, говорят, наследуются. Словом, дирекция упросила нас этих шестерых оставить условно в списке. Пусть, мол, поучатся, а через полгода посмотрим, кто прав. Мы согласились. Через полгода все шестеро подали заявления об уходе наши рекомендации подтвердились.

— Вот вы говорили о профессии циркача, а мне вспомнилась специальность, чем-то перекликающаяся с первой, — профессия монтажника-высотника. Здесь ведь тоже важно не бояться высоты. Ваши критерии пригодности в этом случае близки?

— Совсем разные. Я ведь говорил уже, что и сами профессии очень усложнились. Раньше действительно чуть ли не главным показателем пригодности к работе монтажника была высотобо-язнь. Но теперь сам монтажник на верхотуре стал так сложен, что, кроме спокойствия, на высоте человеку нужны еще очень многие качества.

— Скажите, а сколько всего . профессий подвергнуто анализу

в вашей лаборатории?

— С I960 года мы выработали критерии профессиональной пригодности к 400 профессиям.

— Да, цифра, конечно, огромная...

9