Юный техник 1972-12, страница 56

Юный техник 1972-12, страница 56

вливаются, другие — удаляются. Можно себе представить, что физика и химия живого существа в конце концов будут отработаны так, что обмен веществ значительно удлинится во времени, то есть жизнь человека увеличится еще во много раз.

Природа требует смерти всего

живого! — воскликнул Ребин-дер. — Но она не устанавливает срока жизни! А этот срок может быть сколько угодно большим. Наука в состоянии дать людям бессмертие.

(Дальше мой собеседник подверг добродушной критике некоторые «неточные» науки в их старом, традиционном виде, то есть отстававшие от прогресса.)

— Биология и геология, например, это не науки, — сказал Ребиндер. — Это материал для науки. Они не отходят от описательных задач. (Вы, дорогие читатели, тут же возразите П. А. Ребиндеру. Впрочем, и сам академик чуть позже признал ошибочность такой резкой формулировки.) Чтобы быть наукой, надо давать законы развития. Это не связано с «точностью» или «неточностью» науки. Марксизм-ленинизм — это наука, потому что он дает законы развития. А классическая биология или геология — ни в коем случае.

Биологи в состоянии решить задачу длительного долголетия людей, но лишь когда научатся физике и химии, станут применять их методы у себя. Сейчас, впрочем, биологи на пути к этому. Особенно такие молодые биологические науки, как генетика, молекулярная биология. (Позднее, говоря о работах академиков Н. П. Дубинина, Б. J1. Астаурова и других, П. А. Ребиндер с восторгом отзывался о достижении естественных наук, идущих новыми путями.)

Проблема № 2. Точнее ее следует назвать так: составление новых материалов с заранее заданными свойствами. В первую очередь — твердых материалов. Почему так? Потому что твердые тела — материальная основа техники. Вся наша техника создается главным образом из твердых материалов — строительных и конструкционных. Из них строятся жилые здания, промышленные сооружения, изготовляются детали

52