Юный техник 1973-02, страница 53

Юный техник 1973-02, страница 53

выбрать одно, может, единственно правильное решение: в каких направлениях гранить кристалл? Дело в том, что у алмаза есть своя ахиллесова пята — область более мягкая, и верно найденная первая грань фактически определяет весь путь обработки. Иначе...

Вот алмаз вступает в борьбу с абразивом, почти накаляется, но не сдается. Это огранщик неудачно сориентировал камень, и обработка не получится, только алмаз чернеет, покрываясь огаром. Трудно огранщику: не углядишь ведь в лупу рассматривая камешек, его кристаллическую решетку, не увидишь ее слабое место. Но оно есть, есть — кристаллография говорит об этом, и снова пробует огранщик абразивом алмаз.

Конечно, и голландец ji. Беркгем, живший в XV веке, которому молва приписывает

изобретение огранки бриллиантов, тоже работал на глазок. Но старые мастера творили интуитивно. и индивидуальность художника, его талант решали все С трепетом брали они в руки алмаз: как расколоть кристалл, чтобы из каждого осколка отшлифовать бриллиант правильной формы? Один неверный удар — и алмаз раскрошится...

А сегодня в цехе распиловки один паренек следит за десятком станков, на которых распиливаются кристаллы. На помощь современным мастерам приходит не столько интуиция, сколько знание кристаллографии. Оно помогает им верно разметить алмаз, распилить и, конечно, открыть людям необыкновенный свет, спрятанный природой в минерале.

первый московский...

В Смоленске, в Киеве уже успешно работали заводы, выпускающие бриллианты Построили такой завод и в Москве. Просторные цехи, зоны отдыха рабочих, новейшее оборудование — все говорило о том, что создано современное предприятие.

Открыть завод решили по-особому — соревнованием молодых. И вот настал этот день — 18 декабря 1970 года. К станкам встали выпускники ПТУ. Напряженные минуты состязания пролетели незаметно — и вот наконец зрители и участники узнали имя победителя. Володя Дрыкин, только-только окончивший училище, сделал первый московский бриллиант!

Этот сверкающий камешек и сейчас хранится среди реликвий завода как символ молодости предприятия, мастерства тех, кто только вчера вступил в трудовую жизнь.

Е ДЕМУШНИН

4 «Юный техник» № 2

49