Юный техник 1973-03, страница 61

Юный техник 1973-03, страница 61

на, несмотря на использование низких температур, электрических разрядов и ультрафиолетового облучения, а также опыты, проведенные в Германии по воздействию электрического разряда иа смесь фтора с криптоном и ксеноном, окончились неудачно. Это обстоятельство успокоило химиков и укрепило репутацию инертных» у благородных газов, а активные попытки получить соединения прекратились более чем на 20 лет.

Но в 1962 году, не прибегая к особым экспериментальным ухищрениям, было получено первое истинное химическое соединение ксенона. И на сегодняшний день уже получено несколько десятков соединений радоиа, ксенона и криптона. Если для радона известны лишь его фториды, разлагающиеся с заметной скоростью, и несколько комплексных соединений дифторида криптона, то химия ксенона, пожалуй, столь же богата, как и химия большинства элементов периодической системы.

Первые же полученные химические соединения инертных газов вызвали пристальный интерес. Он возник вследствие нескольких причин. Во-первых, эмоционально воздействовал тот факт, что долгое время считавшиеся инертными газы оказались на самом деле достаточно деятельными. Во-вто-рых, новые соединения оказались хорошим объектом для испытания существующих теорий химических связей. И, наконец, целый ряд уникальных свойств новых соединений привлек к ним внимание практиков.

Прежде всего это сильнейшие из известных в настоящее время окислители. Эти свойства, очевидно, в скором времени будут использоваться в ракетной технике.

Некоторые соединения — самые мощные из известных ВВ.

Еще более важна способность некоторых инертных газов образовывать твердые соединения с

Г!—

-"СКОЛЬКО

на земле " *

Вопрос, вынесенный в заголовок, и сам по себе достаточно интересен. Он нередко встречается на приемных экзаменах. Кроме того, разобравшись в этом довольно несложном вопросе, вы легче справитесь с более сложными задачами, которые мы собираемся обсуждать. Итак:

продуктами деления урана. А хранить твердый продукт значительно проще, чем газообразный.

Эти и многие другие преимущества могут оказаться уже в ближайшем будущем чрезвычайно полезны с практической стороны, причем ученым еще много предстоит работать, чтобы окончательно лишить «благородства» и остальных членов этой группы — аргон, неон и гелий. Можно ожидать, что синтезировать эти соединения можно будет в условиях низкотемпературной плазмы.

Наше знакомство с миром инертных газов подошло к концу. Можно с уверенностью говорить о том, что в науке и технике завтрашнего дня они завоюют новые позиции.

В. ЗАВОРОТОВ,

интенер

58