Юный техник 1973-05, страница 48

Юный техник 1973-05, страница 48

Многие ученые, рассматривая проекты вечного двигателя, пытались раскрыть загадку: почему кажущаяся на первый взгляд «логически» обоснованная схема при проверке оказывается порочной? Исследование мнимых парадоксов нередко приводило к важным по своим последствиям научным результатам.

Еще в 1586 году голландский математик и физик Симон Стевин, рассматривая вечный двигатель, установил закон равновесия сил на наклонных плоскостях (5). Вот каков ход его рассуждений для цепи из 14 шаров, перекинутых через трехгранную призму. Если бы

ее правая часть из двух шаров не уравновешивалась левой из четырех, то цепь сама собой заскользила бы по призме и свершилось бы вечное движение. Но этого в действительности мы никогда не наблюдали, отсюда вытекает как следствие закон равновесия сил на сопряженных наклонных плоскостях.

Галилео Галилей, исходя из наблюдений над тяжелыми ша рами, никак не поднимавшимися выше того уровня, с которого они падали, приходит к обоснованию закона инерции.

Рассматривая проекты вечного двигателя и утверждаясь, в его невозможности или, наобо-

Слишком велико было доверие к освященному многовековым опытом запрету. Действительно, через три года тщательные опыты показали несостоятельность гипотезы. Но это еще не решало всей проблемы. Нужно было дать вразумительное истолкование наблюдаемой утечке энергии. Тогда швейцарский ученый В. Паули предположил, что в процессе распада, помимо ядра и Электрона, образуется еще нечто третье, остающееся необнаруженным и уносящее недостающую долю энергии. Уж лучше неизвестная частица-невидимка, чем вечный двигатель, втиснутый в атомное ядро! Так родилась в борьбе за закон сохранения энергии гипотеза о нейтрино —• мельчайшей и неуловимой элементарной частице (4). Это было смелое предположение. Лишь двадцать лет спустя нейтрино удалось зарегистрировать прямыми физическими опытами.

Совсем недавно закон сохранения энергии был непосредственно проверен с помощью

чувствительнейшего метода — открытого в 1958 году эффекта Мессбауэра. Несотворимость и неуничтожимость энергии подтвердились с небывалой точностью — до 10—15 доли. Но и без этого в наши дни не так уж часто встретишь серьезного изобретателя, посягающего на закон сохранения энергии. Зато немало попадается проектов, хотя и не противоречащих запретам на вечные двигатели всех мастей, тем не менее столь же принципиально невыполнимых. Изобретатели тщетно пытаются обойти еще один запрет науки.

Знаменитый голландский ученый XVII века X. Гюйгенс, использовав уже не раз обыгранный принцип невозможности вечного двигателя, пришел к выводу, что любая система из твердых тел не может поднять свой центр тяжести только за счет сил веса. Позднее механики пришли к еще более важному и менее очевидному утверждению: невозможно сдвинуть центр масс (или, что то

45