Юный техник 1973-06, страница 28

Юный техник 1973-06, страница 28

давления воздуха с ветрами, которые вращаются вокруг нее, стремясь ее заполнить». Но откуда тогда в воздухе возникают высокое и низкое давления, ведь в атмосфере нет никаких перегородок, препятствующих более равномерному распределению среды.

Оказывается, такая перегородка существует, и состоит она из миллионов кубических метров воздуха, разделяющих области разного давления. По известным причинам воздух на большем или меньшем пространстве может становиться легче, чем окружающий, или наоборот. Заполнение зон с малым давлением воздушными массами из зон с большим давлением, беспрерывный обмен, постоянные вторжения одних зон в другие, которые по своему размаху превосходят любые перемещения масс, какими оперирует человек, — все это проявляется в одной форме — ветре.

Непрекращающаяся и неутомимая работа атмосферы ежесекундно нарушается колебаниями температуры, потому что одной лишь смены дня и ночи уже достаточно для этого.

Когда различие в плотности воздуха относительно невелико, возникает обыкновенный, столь нам привычный ветер, который мы просто не замечаем. Но если такое случайное различие плотностей возрастает, начинается сильный ветер, буря, а то и настоящая катастрофа, называемая тайфуном или ураганом.

Тайфун на первой стадии его развития — бурное заполнение зоны необычно низкого давления; процесс, противоположный разрыву слишком сильно надутого мяча или шара. Тут возникает вопрос: когда зона низкого давления уже возникла, такой провал уже существует, и массы воздуха устремляются в него, почему же это состояние нарушенного равновесия не ликвидирует

ся, а, наоборот, еще более усугубляется?

Рассмотрим такой пример. Попробуйте сильно разбежаться и на большой скорости сразу повернуть за угол дома. Сколько ни пытайтесь, ничего не выйдет. Точно так же и огромные массы воздуха, устремляющиеся к этой зоне пониженного давления со сторон, пролетают мимо. Ведь зона не стоит на одном месте, мешает проникнуть в ее пределы внешним массам воздуха и создает обширную область мощного вращательного движения.

Вот каким образом возникает этот страшный парадокс. Зона безмятежного спокойствия в центре циклона, урагана, тайфуна — результат изменения направления сил, которые должны были бы обрушиться на зону низкого давления, а вместо этого обманутые могут только вращаться в бешеной ярости вокруг нее, порождая сокрушительные ветры, которым никак не удается проникнуть в центр.

Вот почему в центре тайфуна существует зона почти чарующего покоя, которую называют «глазом» бури, урагана, тайфуна.

«Глаз» представляет собой чашу с выпуклыми стенками из облаков, в которой наблюдается слабый ветер или штиль, небо ясное либо частично закрыто облаками, давление 9/ю от обычного.

«Глаз» тайфуна может быть самой различной величины — от 5 до 200 км в диаметре — в зависимости от стадии развития тайфуна. У молодого тайфуна диаметр «глаза» обычно 35—55, а у развитого уже 18—30 км. В стадии же затухания тайфуна «глаз» снова растет.

Чем ярче выражен «глаз» тайфуна, то есть чем меньше облачность и выше температура — примерно на 6—12° по сравнению с температурой окружающего его воздуха, тем «яростнее» тайфун.

26