Юный техник 1973-08, страница 42отталкивается от известных фактов, незаметно соскальзывает в плоскость строго логических допущений, затем неуловимый поворот мысли — и мы уже в стране фантастики. На этом построены почти все романы Уэллса и романы многих других мастеров. В этих случаях без «нарушений» нет и не может быть фантастики. Но если переход совершен грубо, если читатель ясно видит «стык», то серьезно поверить в созданный таким способом фантастический мир невозможно. Это все равно как если бы на экране кино стало заметно, что танк фанерный. Попробуйте, однако, в «Человеке-невидимке» Уэллса найти это место «стыка», попробуйте опровергнуть научно-художественную логику писателя, попробуйте найти доказательства, что человек-невидимка не может существовать! Такая операция доступна немногим специалистам. Уэллс сам находился на их уровне, оттого это так трудно. Всякое искусство условно. Мы понимаем, что на сцене театра небо за окном — раскрашенные декорации, и цветущие вишни тоже. Мы принимаем эту условность как должное. Но не дай бог декорации выпятиться и покоситься! Магия искусства сразу окажется нарушенной. В науке нельзя «нарушать», в фантастике можно и должно. Только умеючи... Тут, кстати, случаются любопытные вещи. Поколения научных комментаторов А. Толстого снисходительно поясняли, что гиперболоид физически невозможен. А когда появился лазер, то и ученые его немедленно сравнили с «гиперболоидом инженера Гарина...». Мимоходом заметим, что при написании романа А. Толстой консультировался с крупнейшими учеными и знал, где он идет в ногу с современной ему наукой, а где «нарушает». 40 Но ведь существует и просто фантастика. Сказочная и тому подобная фантастика, где нет приема «перехода», где вроде бы и вообще нет никакой науки. Или, скажем, так: фантаст сразу изображает вымышленный мир. Берет и выдумывает иную цивилизацию, где он волен распоряжаться как хочет. Нужен ли ему здесь научный багаж? Как справедливо заметил один ученый: «Мы живем в мире, границы которого определены воз
|