Юный техник 1973-11, страница 21

Юный техник 1973-11, страница 21

ЧТО ДЕЛАЕШЬ, СОБОЛЬ? На этот вопрос легко получить ответ, даже не подходя к клетке со зверьком. Для этого на пол в клетке нужно положить герметизированный матрац из пористого материала, залитый до определенного уровня электролитом. Под верхним покрытием матраца укреплены электроды, которые касаются электролита в том месте, где матрац прогибается под тяжестью зверька. Если зверек лежит — площадь соприкосновения его с полом будет больше, если бегает — меньше. При прыжках он будет касаться пола периодически. Так же будут касаться электролита и электроды. По силе тока и можно будет судить о том, что делает животное. Конечно, применить это устройство можно не только для контроля за поведением соболей или норок. Установить его можно и в коровнике, и в конюшне, и в свинарнике.

услышали: «Кое в чем сами себя снабжаем». Много сложнейших, остроумных приборов и тренажеров делают сами курсанты.

Вот один. Небольшая плексигласовая ванна, наполненная прозрачной жидкостью. К одной из внутренних стенок прикреплена обыкновенная щетка. С противоположной стороны в жидкость опущены металлические штыри, от которых к приборам тянутся нити проводов. Оказывается, в этой ванночке можно моделировать процессы, происходящие в огромных воздушных пространствах. Курсант Александр Воронин (теперь уже офицер) рассчитал и размеры ванны, и состав жидкости так, что оказалось возможным с помощью ультразвука получить на экране радиолокатора такой же эффект, как при наблюдении за участком неба глубиной в сотни километров с помощью радиоволн. А щетка, между прочим, поставлена в ванночку для того, чтобы волны не отражались от стенки, не искажали картину на экране локатора, а гасились в щетине. Курсант сделал образец прибора. Написал научное исследование о возможностях моделирования физических процессов радиолокации в ультразвуке. А его товарищи запустили прибор в серию. И теперь в небольшом кабинете умещаются как бы десятки громоздких радиолокационных станций.

В училище это называется

«рационализировать время», то есть помогать курсанту за каждый час занятий получить максимум знаний. И тогда мы решили спросить у курсантов-выпускников: «Ну вот, товарищи, вы уже без пяти минут офицеры. Что же вы успели, чему научились здесь?»

Младший сержант Александр Мацюк:

— Скоро лейтенантские погоны сменят мои курсантские. Все чаще ловлю себя на мысли, глядя на действия старших командиров, слушая их приказы: «А как на их месте поступил бы я?» Анализирую отношение подчиненных к их действиям и на основе этого вырабатываю некий обобщенный тип офицера — идеал, к которому я стремлюсь сейчас, чтобы твердо можно было сказать: «Моя профессия — защищать Родину». Итак, сильный, смелый, ловкий, отважный. Эти качества воспитываешь в первую очередь в себе сам. Педагог, воспитатель, отличный специалист, эрудит — такими делает нас училище.

Младший сержант Сергей Зыков:

— Что греха таить, было все: и первые радости, и неудачи, огорчения. Но, несмотря ни на что, все это еще больше срод

2*

19