Юный техник 1974-02, страница 36

Юный техник 1974-02, страница 36

стран собраны образцы метеоритов примерно от 1800 падений. Чаще всего падают каменные метеориты, покрытые черной коркой расплавленного и застывшего вещества. Значительно реже залетают железные метеориты — из сплава железа с никелем. И уж совсем редкие гости — железо-каменные метеориты, наполовину железные, наполовину каменные.

Когда удается точно определить орбиты космических пришельцев, то выясняется, что прилетели они из пояса астероидов, нередко из самой гущи его. Ну а если это так, то не могут ли метеориты рассказать нам о происхождении астероидного кольца?

«ОКАМЕНЕВШИЙ МАГНЕТИЗМ»

Метеориты молчаливы. Мрачные камни, пришедшие из глубин космоса, крепко хранят тайну своего прошлого. Как подобрать ключ к этой тайне?

В шестидесятых годах ленинградский ученый Елена Григорьевна Гуськова начала изучать такие свойства метеоритов, на которые раньше мало обращали внимания. Как нередко бывает в науке, идея пришла внезапно, и «подсказали» ее ученые, к метеоритам отношения не имевшие, — специалисты по земному магнетизму и геологии.

Величина и направление магнитного поля Земли в далекие геологические эпохи были не всегда такими, как сейчас. Достаточно сказать, что за последние 75 млн. лет магнитные полюса земного шара не менее 170 раз менялись местами. Однако горные породы до сих пор сохраняют «отпечаток» того магнитного поля, которое существовало во время их образования. Магнитные свойства этих пород, приобретенные в древности, как бы окаменели и остались почти в первозданном виде.

Подобно тому как палеонтологи по ископаемым останкам вос

создают облик древних животных, так и геофизики с помощью «окаменевшего магнетизма» могут представить картину магнитного поля нашей планеты в далеком прошлом.

Оказалось, что на «магнитном языке» могут говорить не только камни, но также старинные кирпичи, черепица, керамическая посуда наших предков. Эти изделия из обожженной глины «запомнили» геомагнитное поле того времени, когда они, пышущие жаром, были извлечены из обжигательных печей.

А почему бы не использовать эти методы и при исследовании небесных камней, почему бы не обратиться к их магнитной «памяти»? С этого вопроса и началась большая, сложная научная работа, которая продолжается уже почти двенадцать лет.

«ПАМЯТЬ» МЕТЕОРИТОВ

Ставилась такая задача: изучить магнитные свойства метеоритов, хранящихся в Советском Союзе.

Метеоритные коллекции есть во многих городах нашей страны. И вот Елена Григорьевна и ее помощники едут в Москву, в Казань, в Свердловск, Харьков, Одессу, Киев, Таллин, Львов. С собой у них портативный магнитометр, прибор для измерения намагниченности.

Обследовано более 1000 метеоритов — каменных, железных, железокаменных. Установлено, что все они намагничены.

Но намагниченность бывает разная. Например, один вид возникает при действии постоянного магнитного поля и постоянной температуры, другой — в процессе химических реакций, третий — при сжатии, ударе или тряске образца.

Разные виды намагниченности наслаиваются друг на друга, и в этом «магнитном пироге» может быть слой, не подвластный времени, хранящий сведения о дале-

34