Юный техник 1974-07, страница 42

Юный техник 1974-07, страница 42

Степан АЛАДЖЛДЖЯН

КАРАБЕРД

Рассказ

Карабкаясь наверх, к вершине горы, Ваге кричал:

— Эй, Левон!.. Эй!.. -

Голос ударялся о скалы, раскалывался вдребезги, тысячами осколков возвращался назад.

Левон стоял спиной к ущелью и не мог слышать крика снизу. Никак не мог. Он стучал .кремнем по куску пористой горной породы, и горная порода издавала странное погромыхивание, всхлипывала. Этот странный плач, металлический и серебристый, долго держался в воздухе. И почему-то Левон вспомнил, как в прошлом году отец бросил в воду Пурпурахпюра * маленький камешек и как тот, подхватываемый то одной струей, то другой, долго катился потом, звеня и всхлипывая. А отец слушал и улыбался...

Потом он вспомнил улыбку матери, ее манеру стискивать губы, словно глотая слезы. Где уж ему было услышать крик, идущий из глубины ущелья, крик, который над скалами и пещерами рассыпался вдребезги, так, что ни один осколок этого крика не поднимался наверх, туда, где Левон ударом кремня о породу высекал огонь.

В безлюдье этот крик где-то глох, то ли наткнувшись на горного орла, то ли низвергнувшись в ущелье, прямо в речушку. Орел взлетел... Пискнула пташка.

Ваге присел в тени кустарника. Вытер пот со лба и, утирая платком губы, почувствовал на ладони горячее дыхание.

*Пурпурахпюр — пенистый родник.

— Я должен его найти, он знает все ходы и выходы в Кара-шене.

Солнце повисло над ущельем, солнце примостилось на скале, неподалеку. от него, солнце пригревало кустарник. Зной выжелтил пыреи, иссушил землю...

Ваге приехал сюда на месяц, в отпуск. Карашен — маленькое село, лежит оно под горой Ай-цасар, на берегу реки. Но из отдыха ничего не вышло. Бывшие обитатели повсюду ищ^т новшества, и в каждом новшестве — с нововведением — старину.

За рекой земли было много, но никто не хотел там строиться, жалели плодородную землю. И потому застраивали- горы. И село поднималось, карабкалось в гору. Дом Гургена Авагяна, где Ваге снимал комнату, стоял выше села, словно пограничный столб. Когда Левону, сыну Гургена, хотелось поиграть, он не спускался к реке, а взбирался наверх...

Еще выше срезанная молнией и отшлифованная ветрами и водой громадная стена — фасад дворца, без окон и дверей. На ней — ни одной выбоины, ни одной царапины.

Чтобы подняться на вершину Аицасара, надо обойти эту естественную стену, прямую и гладкую. Изогнутый хвост каменного тигра перекинут мостом, по которому можно спуститься к ущелью, срезав путь на длину безоконного дворца, и снова подняться.

Эту дорогу нашел Левон, сын Гургена Авагяна, который сейчас

39