Юный техник 1974-11, страница 31

Юный техник 1974-11, страница 31

Пока юркий зеленый «газик», лавируя в потоке машин, стремительно мчался к танкодрому Казанского танкового училища, сопровождавший меня подполковник Эдуард Григорьевич Фомин успел рассказать немало интересного. В училище он прибыл два дня назад, хотя все считают его здесь старожилом. Впервые Фомин получил назначение сюда в 1967 году, сразу же после окончания Академии бронетанковых войск имени маршала Р. Малиновского. С тех пор пять лет преподавал, готовил офицеров. Дела шли неплохо. Но как-то постепенно, исподволь стала овладевать им одна тревожная мысль.

Вот заканчивают курсанты училище, разъезжаются по боевым частям. А там условия иные. Чтобы они лучше прижились на месте, скорее перестали считать себя новичками, нужно самому чувствовать пульс, атмосферу действующей части. К этому и готовить курсантов. Вскоре по начальству пошел рапорт Фомина с просьбой перевести его на службу в боевую часть. Незаметно пролетели полтора года. И снова училище. Теперь он заместитель начальника кафедры.

Мы свернули на проселочную дорогу и,- миновав небольшой перелесок, увидели вышку командного пункта. Вокруг нее, как беговая дорожка на стадионе, протянулась многокилометровая трасса. Стояла жара, дул ветер, то тут, то там виднелись огромные движущиеся шапки пыли. Обгоняя ветер, из «их на секунду-другую высовывались ствол пушки и башня. Но перед очередным препятствием танки замедляли скорость, и пыль снова поглощала их. Это курсанты IV, выпускного,

курса сдавали государственный экзамен по вождению боевых машин. В считанные скоротечные минуты они вкладывали весь свой опыт, всю науку, приобретенную за четыре года учебы. А нужно было не только пройти трассу, на которой сооружены почти все виды препятствий, встречающиеся в боевых -условиях, но и уложиться в установленное время. Ведь по команде, разрешающей старт, включался секундомер.

Потом подполковник Фомин показал мне некоторые препятствия. Глубокую яму с почти отвесными откосами. Когда танк начинает быстро спускаться в нее, то кажется, что он вот-вот опрокинется. Бетонный уступ. Чтобы взобраться на него, танку приходится почти свечкой взмывать' вверх. Полуразрушенный мост, на котором уцелели только две «дощечки». По ним-то и нужно провести тяжелую машину на другой берег реки. Для современных танков и река не препятствие. После небольшой подготовки они могут скрытно пройти ее по дну и, словно витязи в бронированных латах, появиться из ясных вод совершенно неожиданно для противника.

В училище есть тренажер, на котором курсанты проходят психологическую «обкатку» по преодолению водных преград. Камеру из прозрачного оргстекла, имитирующую внутреннюю обстановку танка, начинают заливать водой. Действия экипажа в такой аварийной ситуации видны как на ладони. С первого раза не у каждого хватает мужества, выдержки, кое-кто излишне суетится, теряется. Так, видимо, и должно быть, ведь танк до недавнего времени считался машиной сухопутной. После не-

Для танна практически нет преград. Реки, постройки, земляные валы и деревья — все преодолевает он на ходу.

29