Юный техник 1974-12, страница 22

Юный техник 1974-12, страница 22
ИСПЫТАНИЕ БУДНЯМИ

В день рождения комсомола герой этого очерка стал лауреатом премии Ленинского комсомола.

Мне рассказали: прошлой осенью машинист многоковшового траншейного экскаватора комсомолец Эдгаре Цекулс выполнил свой пятилетний план. За это его, одного из первых, наградили знаком «Молодой гвардеец пятилетки». Тогда, не скрою, я представлял себе Цекулса дюжим парнем, под стать своему многотонному гиганту экскаватору.

Но в действительности вышло совсем по-иному. Подъезжая к Валмиере, небольшому городку, где живет и работает Цекулс, шофер «газика» притормозил и кивнул в сторону пригорка: «Вон он...» Я вылез из машины. На раме приземистого гусеничного агрегата, за кабиной машиниста, словно шея жирафа, красовалась необычная стрела. Ее можно было и поднять выше, и опустить; и тогда весь агрегат удивительно напоминал коня на выпасе, пригнувшего голову к земле и жующего травку. Однако «щипал» экскаватор вовсе не травку. Вдоль стрелы шла по кругу цепная передача: она несла на себе двенадцать землеройных ковшей. Экскаватор неторопливо полз по полю, оставляя за собой узенькую полоску свежевырытой земли...

Из кабины нам навстречу выскочил машинист. Это и был Цекулс. Никакой он и не богатырь вовсе — худощав, чуть застенчив, с мечтательными светлыми глазами. Внешне показался ничем не примечательным. Говорил медленно, тщательно подбирая нужные слова, с неохотой преда

ваясь воспоминаниям, избегай лишних, на его взгляд, подробностей, сравнений, эпитетов.

...Вот уже полчаса мы беседуем с Цекулсом. Я думаю, не задать ли сейчас моему собеседнику вопрос: «Скажите, Эдгаре, а с чего все началось?» Быть может, он припомнит, расскажет. И тогда я начну свой очерк примерно так: «Однажды утром, придя на работу, Эдгаре залез в кабину своего экскаватора и решил...»

Но я молчу, потому что вопрос мне кажется неуместным. В самом деле: возьмем, например, ратный подвиг — зДесь все духовные и физические силы героя спрессованы в часы, минуты, даже секунды. А подвиг трудовой? Пожалуй, «однажды» такие подвиги случаются редко. «Поверьте, — говорил мне как-то один прославленный фрезеровщик, депутат Верховного Совета, Герой Социалистического Труда, — это гораздо труднее — не поддаться на авантюру случайного, быстрого успеха, а, наоборот, быть готовым к долгим годам каждодневного упорного труда, к осаде крепости, а не к ее штурму».

Так не вернее ли рассказать о буднях экскаваторщика Цекулса? И я спрашиваю Эдгарса о том, как складывается его день, обычный день рабочего человека.

...Рано утром Эдгаре выпивает чашку горячего черного кофе, заедает бутербродами с колбасой и сыром. А потом входит в здание управления.

20